ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Ладошки» для обучающихся 1 класса на уровне
начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в программе воспитания
МБОУ СОШ п. Надвоицы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта и Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является не только неотъемлемой частью образовательного процесса, но и
обязательным условием (требованием) функционирования любого общеобразовательного
учреждения.
Для организации внеурочной деятельности учащихся 1-х классов мною разработана
программа общекультурной направленности «Ладошки». Форма организации внеурочной
деятельности – кружок. Основа занятий - театрально-игровая деятельность.
Цель программы:
Развитие личности ребенка и его творческих способностей, формирование навыков
коллективного взаимодействия и общения, используя возможности театральноигровой деятельности.
Задачи программы:
- создать эмоционально-психологический комфорт для раскрытия
творческих способностей детей и развития их эмоциональной сферы;
- создать условия для пробуждения интереса учащихся к коллективному
творчеству;
- познакомить детей с основами художественной, коммуникативной,
артистической культуры в процессе занятий;
- развивать у детей речевой слух, внимание, память, пластику,
используя игровые упражнения;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- способствовать проявлению активности детей в сценических видах
деятельности и подготавливать их к участию в школьных мероприятиях.
Программа внеурочной деятельности «Ладошки» разработана на один учебный год и
рассчитана на детей 6,5 - 7 лет, обучающихся в 1-х классах.
Это младший школьный возраст. Он является одним из самых значимых периодов
детского развития. Ребёнок выходит в более широкий, чем прежде, социальный мир – мир
школы. Впервые его действия становятся социально значимыми и начинают оцениваться.
С началом школьного обучения начинается формирование учебной деятельности, которая
становится ведущей и определяет развитие всех психических функций ребёнка и
коренным образом влияет на интеллектуальное, личностное и социальное развитие.
Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. Они стремятся к
самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке. В
этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение
моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная
направленность личности. У детей идет развитие самосознания, формируется
способность осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье,
в детском коллективе сверстников.
На протяжении дошкольного детства главной ведущей деятельностью ребенка является
игра. Став школьником, ребенок не перестает играть. Игра является почти врожденной
потребностью ребенка, так как дает возможность, общаясь познавать мир, осваивать
образцы поведения отношений между людьми, развивать свой личностный потенциал.
Игра является одним из способов интересно и увлекательно провести время, она
объединяет участников и создает хорошее настроение, вселяет уверенность в своих силах
и дает возможность почувствовать себя нужным.
Учитывая возрастные особенности детей, необходимость развития их речи и
творческого потенциала, я выбрала основой внеурочных занятий театрально-игровую
деятельность, а формой организации - кружок.
Программа «Ладошки» ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной
сферы личности ребенка, воспитание положительных качеств личности, выявление и
развитие задатков и творческих способностей младших школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучение по программе «Ладошки» в 1 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
Личностные результаты:
сознает ценность собственной индивидуальности;
сознает ценность взаимодействия в коллективе;
сознает ценность творческого самовыражения;
осознает позицию сменного лидерства в группе;
способен проанализировать морально-нравственные аспекты различных социальных
ситуаций, исходя из понимания морально-нравственных норм и непосредственного опыта.
Метапредметные результаты:
В результате освоения курса у обучающихся должны сформироваться универсальные
учебные действия.
Регулятивные УУД
самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем;
при возникновении трудностей самостоятельно пытается найти решение, продолжая
деятельность и не отказываясь от выполнения;
способен к критической оценке и сопоставлению планируемого и достигнутого результата
на основе самостоятельно выделенных критериев оценки.
Познавательные УУД
способен задавать конкретные вопросы по изучаемой теме;
способен находить ответы на поставленные вопросы;
способен к реализации образа в практической деятельности.
Коммуникативные УУД
знаком с основами коммуникации в различных ситуациях и условиях (дома, в гостях, в
школе), с незнакомыми людьми;
способен высказать свое мнение относительно темы и предмета обсуждения;
способен к диалогу одновременно с большим количеством участников обсуждения;
может поддержать диалог с новым человеком, реагирует на содержание и
эмоциональную составляющую общения;
способен к переживанию множества чувств как основы восприятия себя и другого;
способен принять правила, подразумевающие обязательное совместное взаимодействие.
Предметные результаты:
определяет тематику праздников;
знает особенности праздничных событий;
раскрывает и совершенствует свои творческие способности;
владеет навыками работы в группе;
владеет навыками публичных выступлений;
соблюдает правила поведения во время проведения массовых мероприятий.
Требования к личностным результатам, в соответствии с рабочей программой
воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы в части:
1.Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма.
2.Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей.
3.Духовно-нравственного воспитания:
- развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4.Эстетического воспитания:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в Российской Федерации;
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и
мировым произведениям искусства и литературы;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного
творчества.
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: формирование ответственного отношения к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни.
6.Трудового воспитания:
- формирование умений и навыков самообслуживания;
- развитие навыков совместной работы;
- умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая
смысл и последствия своих действий;
- воспитание уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
7.Экологического воспитания: развитие экологической культуры, бережного отношения
к родной земле, природным богатствам России и мира.
8. Ценности научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения;
- повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об
устройстве мира и общества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности по программе «Ладошки» предусматривает два раздела:
развивающие игры и упражнения, и инсценирование.
1. Развивающие игры и упражнения – это игры для развития у детей памяти,
воображения, внимания, фантазии, пластики, умения слушать и говорить;
упражнения для развития артикуляции, выразительности речи, умения четко
проговаривать слова, разучивание скороговорок и стишков.
Выполнение упражнений помогает детям развивать эмоциональную выразительность
речи, учиться управлять темпом, громкостью своего голоса.
Разучивание, чтение стихов в движении с разной интонацией и громкостью голоса
помогает в комплексе развивать управление собой, своей памятью, движениями и
эмоциями.
2. Инсценирование – это знакомство с песенным творчеством, и с литературными
произведениями, и сюжетно-ролевая игра, где, участвуя в постановках небольших
пьес, стихов, сказок, рассказов, ребенок не только исполняет роль, примеряет на себя
образ героя, но и получает возможность самовыражения, и учится осознанию
характеров, пониманию ситуаций общения персонажей.
Инсценирование детских песен к школьным праздникам. Танцевальные композиции
развивают фантазию детей, чувство ритма и пластику движений.
На занятиях по инсценированию сказок, детских рассказов, дети учатся устанавливать
причинно-следственные связи, определять последовательность событий, этапность
выполнения действий, давать характеристику героям произведения. В процессе
инсценирования дети учатся основам актерского мастерства, взаимодействию на сцене и в
коллективе, развивают свои коммуникативные качества, получают опыт эмоциональнотворческих переживаний.
№
1.
Раздел
Развивающие игры
и упражнения
2.
Инсценирование
Всего
1 классы
Количество часов
в неделю на одну группу
1 час
Количество часов
за учебный год
15 часов
1 час
1 час
18 часов
33 часа
Количество групп: 2 группы.
1 классы – 1-А , 1-Б.
Так как 1 час внеурочной деятельности равен 1 часу урочной деятельности, то
продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
В связи с требованиями СанПиНов для обучающихся в 1 классе продолжительность
занятия в начале учебного года составляет 35 минут.
Структура занятия:
1.Развивающие игры и упражнения
Выполнение упражнений:
-артикуляционные (губные, языковые, глоточные);
-дыхательные;
-массаж;
-звуковые.
Проговаривание скороговорок.
Все эти упражнения помогают развивать речевой аппарат.
Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, пластики.
Разучивание считалок, детских стихов.
Игры по сказкам.
Большинство игр и упражнений являются комбинированными, т. е. развивают и
внимание, и память, и речь, и воображение, и пластику.
Новые упражнения вводятся постепенно: на каждом занятии к знакомым заданиям
добавляются 1-2 новые.
2.Инсценирование
Учитывая особенности детей этого возраста, в процесс занятий по инсценированию
используются игровые моменты.
Инсценирование песен начинается со знакомства с самой песней, её текстом и
разучивания основных движений. Затем происходит расстановка детей на сцене и её
обыгрывание в действии, неоднократные репетиции.
Работа по инсценированию сказки, рассказа или стихотворения проходит в игровой
форме. Сначала все знакомятся с содержанием произведения, затем происходит
распределение ролей и разыгрывание сюжета на сцене. Ребята меняются ролями и снова
обыгрывают сюжет, пробуя себя в различных образах. В процессе инсценирования
учащиеся постепенно знакомятся со спецификой сценической деятельности и раскрывают
свои артистические способности.
По окончании работы над инсценировкой и при условии готовности детей выступать
перед зрителями организуется открытый показ готовых номеров.
Все упражнения, игры, инсценировки для занятий в группах подбираются с учетом
индивидуальных особенностей и потребностей детей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 классы
№ Раздел
1.
Развивающие
игры
и упражнения
15 часов
Тема
1. Вводное занятие. Игры на
знакомство.
2. Артикуляционная
гимнастика.
3. Упражнения на
выразительность речи.
4. Упражнения для голоса,
скороговорки.
5. Игры на развитие памяти,
внимания.
6. Игры на воображение.
(6 часов)
Воспитательный
компонент
Беседа «Техника
безопасности».
Подготовка к
праздникам,
репетиции.
Беседы «О
дружбе,
взаимовыручке и
поддержке».
Развитие
воображения
и пластики:
выполнение
физических
движений,
показ
пластических
этюдов, игры
развивающие
память,
внимание и
воображение.
10. Артикуляционная
гимнастика.
11. Упражнения на
выразительность речи.
12. Упражнения для голоса,
скороговорки.
13. Игры на развитие
памяти, внимания.
14. Игры на воображение.
(5 часов)
18. Упражнения на
выразительность речи.
19. Упражнения для голоса,
скороговорки.
20. Игры на воображение.
21. Пластические этюды
«Герои сказок».
(4 часа)
2.
Инсценирова
ние
18 часов
7. Инсценирование стихов.
8. Инсценирование детских
песен.
9. Инсценирование детских
песен.
(3 часа)
Виды
Виды,
деятельности формы
контроля
Развитие
Практическа
речи:
я работа.
работа с
Устный
речевым
опрос,
аппаратом,
обсуждения.
выполнение
звуковых
упражнений,
разучивание
скороговорок,
стихов.
Совместная
работа в
группах и
индивидуальн
ая работа.
Праздник «День
знаний»,
торжественная
линейка.
Праздник
«Посвящение в
15. Инсценирование детских первоклассники».
песен.
16. Инсценирование детских Праздник «Новый
песен.
год».
17. Инсценирование стихов.
(3 часа)
Концерт «8
марта».
22. Инсценирование сказок.
Работа над
инсценирован
ием:
постановка
номеров,
разбор
действий,
разучивание
движений,
слов, ролей,
индивидуальн
ая и
совместная
групповая
Практическа
я работа.
Участие в
мероприятия
х,
выступления
перед
зрителями.
23. Инсценирование сказок.
24. Инсценирование сказок. Праздник
25. Инсценирование стихов. «Прощание с
26. Инсценирование стихов. Азбукой».
27. Инсценирование детских
песен.
28. Инсценирование детских
песен.
29. Инсценирование сказок.
30. Инсценирование сказок.
31. Инсценирование детских
песен.
32. Инсценирование детских
песен.
33. Инсценирование детских
песен.
(12 часов)
Всего: 33 часа.
отработка
номеров,
репетиции и
выступления.