Программа элективного курса по русскому языку «Текст. Теория и практика» 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Программа элективного курса
Русский язык. «Текст. Теория и практика»
10 класс
2021-2022 учебный год

Разработчик:
Гуляева И.Н.,
учитель русского языка и литературы

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.

Пояснительная записка
Проблема речевой подготовки школьников относится к одной из актуальнейших в
современной системе образования. Программа учебного предмета «Текст. Теория и
практика» определяет содержание коррекции и совершенствования речевой подготовки
старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения,
соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к
формированию языковой личности. В 10-х классах идёт процесс дальнейшего развития
языковой личности. Особенностью изучения русского языка в старших классах является
то, что обучение ориентировано на коррекцию и совершенствование навыков и умений
грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и
целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого
общения.
Содержание данного учебного предмета определено не только целью развития
культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры
выпускника школы, но и целью возрождения национального самосознания средствами
языка, что определяет, как теоретическо-практическое знание, так и ее воспитательно­
патриотическое значение.
Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии,
воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом
идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) и т.д. должны стать
инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и
коммуникативных (речевых) навыках и умениях.
В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям
социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о
качествах культурного в речевом отношении активного члена общества - человека;
владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям:
грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и
целесообразности; знающим правила языковой и стилистической нормы, человека,
способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты;
свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи,
соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую
ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения
В 10 классе методическая задача работы с текстом сложна и многоаспектна, ее
решение должно состоять не только в том, чтобы определить приемы работы, которые
помогли бы учащимся корректировать и совершенствовать свою речь в учебно­
естественных формах речевого общения,
когда неизбежно стимулируются
индивидуальные речевые умения и навыки, но и в том, чтобы наметить и реализовать те
приемы, которые способствуют усвоению наиболее сложных моментов восприятия,
воспроизведения и порождения текста с минимальными психолингвистическими и
лингвистическими затратами.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Интенсивная, интегративная методика комплексной работы с текстом может быть
реализована для создания культуры речевого общения. Успешно сформированные
умения: кратко излагать основное содержание текста научного, публицистического и
художественного стиля, связно, логично и аргументировано строить высказывание в
устной и письменной форме, т.е. учитывать задачи речи, типы речи.
В результате у старшеклассников должны сформироваться: коммуникативные
умения, которые необходимы для построения любого связного высказывания, каким бы
простым по содержанию и композиции оно ни было:
- осмыслить тему и строго соблюдать ее границы;

- подчинять свое высказывание определенной теме и основной мысли;
- составлять план высказывания, конкретизирующий тему и основную мысль
высказывания;
- отбирать материал, касающийся высказывания;
- излагать материал логически последовательно, в соответствии с планом;
- правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами
(лексическими, грамматическими) орфографическими, пунктуационными);
- совершенствовать свое высказывание.
Для чего необходимо научиться:
- собирать материал из различных источников и систематизировать его;
- строить свое высказывание в определенной жанрово-композиционной форме
(повествование, описание, рассуждение) и с использованием сложных композиционных
форм (например, повествование с элементами описания, описание с элементами
рассуждения и т.п.);
- соблюдать стилевое единство текста;
- использовать эмоционально-экспрессивные средства языка;
- использовать синонимические средства языка (лексические, морфологические,
синтаксические);
- кратко записывать основное содержание текста (составление тезисов и
конспектов);
- строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме,
специфичной для устной речи: сообщение, доклад, выступление (дискуссионное,
агитационное, приветственное и др.).
Содержание учебного курса
Тема 1. Речевое общение и речевое воздействие - 2 ч.
Речь: понимание, восприятие, воспроизведение и порождение русской речи. Язык важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык
как государственный язык Российской Федерации.
Тема 2. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая
этика, речевой этикет - 2 ч.
Речевой акт. Речевая роль. Основные формы речи. Сферы и среды речевого общения.
Речевая ситуация (говорящий-слушающий; пишущий-читающий; предмет речи; условия
речевого общения). Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет.
Тема 3. Текст как результат речевой деятельности - 8 ч.
Текст - феномен речевого общения. Основные признаки текста (смысловая цельность,
завершенность, связность, тема и др.).
Текст как смысловое и структурное единство.
Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные
стили и типы речи.
Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи,
условий общения: речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей
(разговорного, официально-делового, научного, публицистического, художественного).
Жанры текстов разных стилей.
Тема 4. Культура речевого общения - 6 ч.
Владение
нормами
литературного
языка:
орфоэпическими,
лексическими,
словообразовательными,
морфологическими,
синтаксическими,
правописной
(орфографической и пунктуационной) и стилистическими. Владение коммуникативными
качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно, точно, логично,
выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли на русском языке во всех
видах речевой деятельности.
Тема 5. Устный русский текст. Общая характеристика - 2 ч.

Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его
эмоциональных характеристик.
Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения (жест, мимика).
Обиходно-разговорный устный текст.
Тема 6. Письменный русский текст - 4 ч.
Официально-деловой, научный, публицистический, художественный текст как отражение
национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения
непреходящих ценностей культуры в будущем. Жанры текстов.
Тема 7. Литература как вид словесного (речевого) искусства - 1 ч.
Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.
Тема 8. Монологические и диалогические формы речи и текста - 3 ч.
Беседа, спор (полемика), дискуссия, публичное выступление.
Тема 9. Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов: план,
конспект, тезисы, реферат, аннотация, обзор - 6 ч.
Тематическое планирование с количества указанием часов, отводимых на освоение
каждой темы
1. Речевое общение и речевое воздействие: 2 часа
2. Язык и речь: 2 часа
3. Текст как результат речевой деятельности: 8 часов
4. Культура речевого общения: 6 часов
5. Устный русский текст. Общая характеристика: 2 часа
6. Письменный русский текст: 4 часа
7. Литература как вид словесного искусства: 1 час
8. Монологические и диалогические формы речи и текста: 3 часа
9. Вторичный текст: 6 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».