Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Программа
внеурочной деятельности
«Секреты общения»
7 класс
2021-2022 учебный год
Разработчик: Гурина А.В.,
социальный педагог
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274 от «30» августа 2021 г.
2021
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Предлагаемая рабочая программа
реализуется в учебнике психологии и учебно-методическом пособии, созданном коллективом авторов
под руководством И.В. Дубровиной. Данная программа направлена на развитие творческого
мышления обучающихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке
информации.
Освоение материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена
человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими
людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое
будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права,
уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества,
активными субъектами деятельности исоциальной действительности.
Программа внеурочной деятельности «Секреты общения» учитывает, что у школьников7
класса все более активную роль в развитии личности начинает играть ведущая в этом возрасте
деятельность общения со сверстниками. Вопросы общения весьма актуальны, интересны
подросткам. Их волнуют проблемы дружбы, приятельских и товарищеских отношений,
влюбленности, проблемы отношений людей друг к другу. Неудачи в общении ведут к внутреннему
дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные показатели в других сферах
их жизни и деятельности.
Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого
этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими
качественными сдвигами в развитии подростка. Меняется внутренняя позиция по отношению к
школе и учению. Подросток, не игнорируя учебы, придает особое значение общению. Рефлексия на
себя, на других, на общество. Происходит открытие мира психического, внимание подростка
впервые обращается на другие лица. С развитием мышления наступает интенсивное
самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир
внутренних переживаний и объективная действительность.
7 класс - сензитивный период для развития основного психического новообразования
подросткового возраста - умения понимать чувства, переживания других людей и строить свое
поведение и отношения с учетом этого. Поэтому в 6 классе основными темами для изучения
являются: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Дети начинают
знакомство с проблемами социальной психологии.
Объектом учебной деятельности при изучении «Секреты общения» в школе является
психологическая реальность.
Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с
психологической реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение, овладение
психологическими понятиями; решение психологических задач; способы изучения, осмысления,
изменения, создания, конструирования психологической реальности; генерирование образа этой
реальности и своих представлений о ней.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип
воспитывающего обучения,
научности,
наглядности,
сознательности и активности,
систематичности, прочности, доступности.
1.2. Методы обучения.
В преподавании данного курса используются следующие методы обучения: словесные
методы, методы проблемного обучения, погружения, проектов, наблюдения, экспериментальной
психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные
к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические и творческие
игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды
творчества), методы психической саморегуляции и
тренировки психических функций
(аутогенная тренировка,психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).
Цель : приобщение обучающихся к психологической культуре, которая являетсянеобходимой
частью общей культуры.
Задачи:
•
введение обучающихся в новую для них область психологических знаний 1
психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;
•
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения,
опытыи измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
•
развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира,
интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;
•
формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых
оценочных суждений;
•
применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности,
что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека,
обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.
Результаты освоения курса. внеурочной деятельности
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы
науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого
человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретаетв процессе обучения),
навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт
творческой самодеятельности,
овладение культурой
психической деятельности,
формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и
действительности в целом.
К концу курса внеурочной деятельности обучающиеся должны знать:
1.
Условия и механизмы формирования впечатления о другом человеке.
2. Основные компоненты внешнего вида человека: мимика, жесты, походка, осанка.
3. Что такое установка.
4. Условия, способствующие развитию потребности в общении.
5. Приемы активного общения.
6. Виды, типы и мотивы общения.
7. Факторы, влияющие на чувства симпатии и антипатии.
К концу курса внеурочной деятельности обучающиеся должны уметь:
1. Определять по фотографиям выражение глаз.
2. Составлять впечатление о говорящем, определять социокультурную группу.
3. Описывать по внешним признакам принадлежность к молодежным группировкам.
4. Выполнять самостоятельно работу в форме сочинения.
5. Владеть различными манерами общения.
6. Применять техники активного общения.
7. Распознавать мотивы общения.
Метапредметныерезультаты обучения
Ученик научится:
1. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себяновые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
2. Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией.
4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
5. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
1. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения
учебных и познавательных задач.
2. Пользоваться смысловым чтением.
3. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций
и
учёта интересов; формулировать,
2
аргументировать и отстаивать своё мнение.
4. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
5. Формировать и развивать компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий.
Личностныерезультаты обучения
Ученик научится:
1. Усваивать
гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности
многонационального российского общества.
2. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Формировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
4. Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
5. Осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Ученик получит возможность научиться:
1. Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам.
2. Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
3. Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни.
4. Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принять ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Содержание программы курса
Описание по разделам содержания занятий
Введение (1 ч)
Я и другой человек. Я и другие люди. Что такое общение. Из чего состоит общение.
Общение и отношения между людьми.
Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке (4 ч)
Что такое внешний вид человека. Лицо человека. О чем говорят жесты. Что можно узнать по
походке и осанке. Речь говорит сама за себя. Одежда и прическа.
Лабораторные и практические работы Практическая
работа № 1 Речь и общение. Практическая работа № 2 Позы
и жесты человека.
Раздел 2. Как люди воспринимают друг друга (4 ч)
Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. Расстояние и восприятие. Время и
восприятие. Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт и восприятие
другого человека.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 3. Составление впечатления о человеке: пассажире автобуса,
покупателя в магазине и т.д.
Практическая работа № 4. Составление впечатления о человеке на основе только физического
облика, только на основе жестов, мимике, походке, только на основе прически, одежды, украшений.
Раздел 3. Особенности восприятии человека детьми и взрослыми (3 ч)
Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники. Восприятие
человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие ими других людей. Как
3
люди воспринимают себя самого.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 5 Составление словесного портрета взрослого человека.
Практическая работа № 6 Составление словесного портрета одноклассника.
Практическая работа № 7 Составление словесного портрета глазами учителя, родителя.
Раздел 4. Как общаются разные люди (5 ч)
Что такое потребность в общении. Психологические особенности человека и общение.
Навык, стиль и манера общения. Пространство и время общения. Слушать или слышать. Подстройка
в общении.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 7 Просмотр художественных фильмов.
Практическая работа № 8 Определение психологического типа.
Практическая работа № 9 Описание своих навыков общения.
Раздел 5. Виды общения (3 ч)
Непосредственное общение. Особые виды общения. Что значит уметь общаться.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 10 Самонаблюдение за своей речью в разных ситуациях.
Практическая работа № 11 Проявление внимания к собеседнику.
Практическая работа № 12 Упражнения на развитие умения общаться.
Раздел 6. Общение и отношение (5 ч)
Что такое межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Как возникает
симпатия. Товарищество и дружба. Любовь.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 13 Выполнение теста «Какой ты друг».
Практическая работа № 14 Анализ высказываний великих людей о любви.
Раздел 7. Общение и понимание людьми друг друга (4 ч)
Психические процессы и понимание. Стереотипы понимания. Эталоны понимания.
Понимание чувств другого человека.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 15 Разработка рекомендаций по стереотипам понимания.
Практическая работа № 16
Составление словесного портрета «хорошего ученика»,
«хорошего учителя», «хорошего друга».
Раздел 8. Особенности понимания человека детьми и взрослыми (2 ч)
Понимание человека детьми и подростками. Понимание человека школьниками. Понимание
человека взрослыми людьми. Влияние профессии на понимание им детей и взрослых.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 1 7 Упражнения на развитие способности к пониманию другого
человека.
Раздел 9. Я живу среди людей (3 ч)
Что значит быть культурным человеком. Мы - пассажиры. Мы - зрители. Мы путешественники. Как мы выглядим.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 18 Анкетирование на выявление отношения к окружающим.
Практическая работа № 19 Заполнение схемы «Я среди людей»
№
Тематическое планирование курса
Тематическое планирование
Количество
часов
Всего
1
Введение
Я и другой человек. Я и другие люди. Что такое общение. Из 1
1
чего состоит общение.
Общение и отношения между людьми.
4
Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке
4
Форма
аттестации
Теор
пр-ка
ия
1
0
2
2
2
Что такое внешний вид человека. Лицо человека. О чем 4
говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке. Речь
говорит сама за себя. Одежда и прическа.
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
3
2
1
1
2
2
Лабораторные и практические работы Практическая работа
№ 1 Речь и общение. Практическая работа N° 2 Позы и жесты
человека.
Раздел 2. Как люди воспринимают друг друга
4
Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну. 4
3
Расстояние и восприятие. Время и восприятие. Отношение к
человеку и восприятие. Что такое установка. Прошлый опыт
и восприятие другого человека.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 3. Составление впечатления о
человеке: пассажире автобуса, покупателя в магазине и т.д.
Практическая работа № 4. Составление впечатления о
человеке на основе только физического облика, только на
основе жестов, мимике, походке, только на основе прически,
одежды, украшений.
Раздел 3. Особенности восприятии человека детьми и 3
взрослыми
Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят 3
4
человека школьники. Восприятие человека взрослыми
людьми. Влияние профессии человека на восприятие ими
других людей. Как люди воспринимают себя самого.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 5 Составление словесного портрета
взрослого человека.
Практическая работа № 6 Составление словесного портрета
одноклассника.
Практическая работа № 7 Составление словесного портрета
глазами учителя, родителя.
5
Раздел 4. Как общаются разные люди
Что такое потребность в общении. Психологические 5
5
особенности человека и общение. Навык, стиль и манера
общения. Пространство и время общения. Слушать или
слышать. Подстройка в общении.
Практическая работа № 7 Просмотр художественных
фильмов.
Практическая работа № 8 Определение психологического
типа. Практическая работа
№ 9 Описание своих навыков общения.
3
Раздел 5. Виды общения
Непосредственное
общение.
Особые
виды
общения.
Что
3
6
значит уметь общаться
Практическая работа № 10 Самонаблюдение за своей речью
в разных ситуациях.
Практическая работа № 11 Проявление внимания к
собеседнику.
Практическая работа № 12 Упражнения на развитие умения
общаться.
5
5
Раздел 6. Общение и отношение
7
Что такое межличностные отношения. Личные и деловые 5
отношения. Как возникает симпатия. Товарищество и
дружба. Любовь.
Практическая работа № 13 Выполнение теста «Какой ты
друг».
Практическая работа № 14 Анализ высказываний великих
людей о любви.
Раздел 7. Общение и понимание людьми друг друга
8
Психические процессы и понимание. Стереотипы
понимания. Эталоны понимания.
Понимание чувств другого человека
Практическая работа № 15 Разработка рекомендаций по
стереотипам понимания.
Практическая работа № 16 Составление
словесного
портрета «хорошего ученика»,
«хорошего учителя», «хорошего друга».
Раздел 8. Особенности понимания человека детьми и
взрослыми
Понимание человека детьми и подростками. Понимание
9
человека школьниками. Понимание человека взрослыми
людьми. Влияние профессии на понимание им детей и
взрослых.
3
3
2
2
4
4
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
Практическая работа № 17 Упражнения на развитие
способности к пониманию другого человека
3
Раздел 9. Я живу среди людей
Что значит быть культурным человеком. Мы - пассажиры. 3
10
Мы - зрители. Мы - путешественники. Как мы выглядим.
Лабораторные и практические работы
Практическая работа № 18 Анкетирование на выявление
отношения к окружающим.
Практическая работа № 19 Заполнение схемы «Я среди
людей»
Данная рабочая программа составлена на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Место проведения - класс
Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум и игровые, соревновательные
- (конкурсы, викторины), экскурсии.
Типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающего повторения,
самостоятельные и практические, коррекции и контроля знаний, умений.
Виды занятий: деловая игра, учебное занятие, практическая работа, конкурс, экскурсия.____
Время
Цель
Форма
проведения
проведения
контроля
Начало учебного года Определение уровня способностей Беседа, опрос, тестирование
По
окончании Определение степени усвоения Демонстрация, творческие
изучения темы
учебного материала
задания,
диагностическое
тестирование, тренинги,
отзывы,
В конце курса
Определение
результатов выступления,
обучения, определение изменения самоанализ
уровня усвоения материала
6