РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ВСЁ ОБО ВСЁМ» 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ВСЁ ОБО ВСЁМ»
(социальное направление)

п. Надвоицы
2024 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Всё обо всём» (далее – программа)
разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего
образования МБОУ СОШ п. Надвоицы, в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты
третьего поколения), и предназначена для организации внеурочной деятельности
школьников 5 класса.
Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы
тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии. В современном образовании все более углубляется
противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы
и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и
личностного развития самого человека, о взаимодействии его с окружающим миром.
Учащиеся 5 класса пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к
самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о
богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они
не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других,
неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках,
намерениях и т. д.
Курс «Все обо всем» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности,
отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.
Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на ранних этапах
получения основного общего образования, когда основные свойства познавательной
деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания
школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной
системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и окружающему
миру, профилактика школьной дезадаптации, осознание детства, как важной ступени
развития человека, овладение первичными навыками целеполагания своего будущего.
Основные задачи:


Формирование психологического здоровья.



Воспитание нравственных чувств и этического сознания.



Формирование позитивного отношение к своему «Я».



Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.



Формирование гражданственности и патриотизма, как важной составляющей
полноценной личности современного человека;



Привитие осознания ценности семьи в жизни человека;



Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий,
уровня самоконтроля;



Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.



Развитие познавательной мотивации



Раскрытие творческого потенциала.

Программа разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социально-значимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина
своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Кто я? Мои способности, мои возможности (12 часов)
Мое лето. Как я провел его, чему научился за время летних каникул. После лета меня
называют по-новому – пятиклассник. Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою.
Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь? Мои способности. Что
такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У
каждого человека есть какие- то способности, но некоторые люди не знают о своих
способностях и не используют их. Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного.
Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В
свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Моя
семья, способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни. Мои
статусы - ученик, гражданин, их важность и значимость для меня. Я - гражданин большой
страны и моей малой Родины. Важность выбора: от нас самих, от нашего выбора зависит,
по какой дороге мы пойдѐм, как сложится наша жизнь.
Раздел 2. Я расту, я меняюсь (3 часа)
Мое детство. Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребенка, чему
радуюсь, о чем мечтаю? Я – это мое детство, потому что именно детство делает нас
такими, какие мы есть. Но Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал
раньше и что знаю сейчас. Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя,
каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3. Мое будущее: каким я хочу стать, каким я могу стать (19 часов).

Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю
сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже
сейчас. Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Правильное питание,
физкультура и спорт, отказ от вредных привычек, безопасное поведение, чистая экология.
Содержание этих составляющих, их значение для моего здоровья, привитие навыков ЗОЖ
с детства. Хочу вырасти культурным человеком. Почему для этого важны понятия
"мораль и нравственность", знание культуры своей страны, соблюдение этических правил
и знание правил этикета? Хочу вырасти профессионалом. Для этого нужно познакомиться
с огромным миром профессий и сделать правильный выбор своей профессии. Другие
важные составляющие моего будущего: мои увлечения, моя любовь к своей стране,
важность семьи для каждого ребенка и для каждого взрослого.

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или
исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать
свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и
характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов; делатьвыводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед
группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать
выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека,

понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
Предметные результаты освоения программы представлены с учетом специфики
содержания гуманитарных предметных областей.
Русский язык: извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной
литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:
осознанное расширение своей речевой практики; овладение основными нормами
современного русского литературного языка.
Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; характерных чертах
общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы; умение классифицировать по разным признакам (в
том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции; умение сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты,
явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для
объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных исследовательских или проектных задач;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из различных
адаптированных источников и публикаций средств массовой информации с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в сети Интернет; умение
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных
источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной
деятельности.

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п
1.

Раздел
Раздел 1.
Кто я? Мои
способности, мои
возможности
(12 часов)

Темы

Колво
часов

Мое лето

1

Кто я?

1

Какой я – большой или
маленький?

1

Мои способности

1

5.

Мой внутренний мир

1

6.

Уникальность моего внутреннего
мира, уникальность твоего
внутреннего мира.

1

7.

Кого я могу впустить в свой
внутренний мир?

1

8.

Я и моя семья

1

9.

Я - ученик

1

10.

Я - гражданин

1

Моя малая Родина

1

Мой выбор, мой путь

1

2.

3.

4.

11.

12.

13.

14.

Раздел 2.
Я расту, я
меняюсь
(3 часа)

15.
16.
17.

18.

19.

Раздел 3.
Мое будущее:
каким я хочу
стать, каким я
могу стать
( 19 часов)

1
Мое детство
Я расту

1

Я меняюсь

1

Мое здоровое будущее правильное питание

1

Мое здоровое будущее физкультура и спорт

1

Мое здоровое будущее – отказ
от вредных привычек

1

Мое здоровое будущее –

1

Деятельность учащихся
Знакомство, установление
позитивного контакта в группе
через творческое представление
летнего каникулярного отдыха
Расширение представлений о
себе и своем месте в
окружающем мире
Осознание своего статуса,
побуждение к развитию
самостоятельности
Усвоение понятия
«способности», исследование
своих способностей и
возможностей
Осознание своей уникальности и
неповторимости
Осознание уникальности и
неповторимости других людей,
усвоение понятия
«толерантность»
Знакомство с понятием «личные
границы»
Осознание ценности семьи для
ребенка
Осознание важности статуса,
требований к нему
Осознание себя, как гражданина
большой страны
Знакомство с историей и
современностью п. Надвоицы,
Республики Карелия
Развитие умения ставить цели,
планировать действия для их
достижения
Осознание важности периода
для дальнейшего развития и
становления личности
Осознание происходящих
физиологических изменений
Осознание происходящих
изменений психики
Привитие ценности правильного
питания для здоровья организма
Привитие ценности занятий
физкультурой и спортом для
здоровья организма
Осознание ущерба, который
наносят здоровью вредные
привычки
Осознание важности

безопасное поведение
20.

Мое здоровое будущее – чистая
экология

1

21.

Мое культурное будущее мораль и нравственность

1

Мое культурное будущее –
культурный код моей страны

1

Мое культурное будущее: этика
и этикет

1

Мое профессиональное
будущее: огромный мир
профессий

1

Мое профессиональное
будущее: правильный выбор
профессии

1

Мое интересное будущее –
хобби и увлечения

1

22.

23.

24.

25.

1

Раскрытие понятий мораль и
нравственность, их роли в жизни
человека
Осознание ценности понятия
«русская культура», ее
многонациональности
Знакомство с понятиями этика и
этикет, осознание их
необходимости в современном
обществе
Знакомство с многообразием
профессий и создание условий
для повышения готовности к
социально-профессиональному
определению
Осознание важности
правильного выбора профессии
в будущем, развития качеств и
приобретения знаний для
будущей профессии
Осознание важности увлечений,
как источника нового полезного
опыта, позволяющего расширить
представления о себе и
окружающем мире.
Осознание значения дружеских
взаимоотношений для человека

1

Знакомство с ценностью статуса
"гражданин"

1

Знакомство с важностью статуса
"патриот"

1

Осознание необходимости
законопослушного поведения

26.

27.
28.
29.
30.
31.

Мое интересное будущее –
дружба
Мое свободное будущее: я гражданин
Мое свободное будущее: я патриот
Мое свободное будущее законопослушное поведение
Мое семейное будущее: роль
семьи для меня и общества

1

32.

Мое семейное будущее:
история моей семьи

1

33.

Мое семейное будущее –
родственные отношения

1

34.

Мое семейное будущее –
семейные традиции
ИТОГО:

соблюдения правил
безопасности во всех сферах
жизни
Осознание важности сохранения
чистоты природы, ее ресурсов

1
34

Расширение представлений о
важности семьи для общества и
отдельного человека
Привитие ценности,
уникальности семейной истории
Знакомство с многообразием
родственных связей, важности
их поддержки
Осознание ценности семейных
традиций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».