Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ВСЁ ОБО ВСЁМ»
(социальное направление)
п. Надвоицы
2024 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Всё обо всём» (далее – программа)
разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего
образования МБОУ СОШ п. Надвоицы, в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты
третьего поколения), и предназначена для организации внеурочной деятельности
школьников 5 класса.
Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы
тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии. В современном образовании все более углубляется
противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развитий природы
и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и
личностного развития самого человека, о взаимодействии его с окружающим миром.
Учащиеся 5 класса пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к
самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о
богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они
не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других,
неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках,
намерениях и т. д.
Курс «Все обо всем» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности,
отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.
Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на ранних этапах
получения основного общего образования, когда основные свойства познавательной
деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания
школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной
системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к себе и окружающему
миру, профилактика школьной дезадаптации, осознание детства, как важной ступени
развития человека, овладение первичными навыками целеполагания своего будущего.
Основные задачи:
Формирование психологического здоровья.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Формирование позитивного отношение к своему «Я».
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Формирование гражданственности и патриотизма, как важной составляющей
полноценной личности современного человека;
Привитие осознания ценности семьи в жизни человека;
Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий,
уровня самоконтроля;
Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
Развитие познавательной мотивации
Раскрытие творческого потенциала.
Программа разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это
позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребенка. Это проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социально-значимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина
своей страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную
значимость реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлеченность в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчеркивается примерной программой воспитания.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Кто я? Мои способности, мои возможности (12 часов)
Мое лето. Как я провел его, чему научился за время летних каникул. После лета меня
называют по-новому – пятиклассник. Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою.
Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь? Мои способности. Что
такое способности и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У
каждого человека есть какие- то способности, но некоторые люди не знают о своих
способностях и не используют их. Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного.
Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В
свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Моя
семья, способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни. Мои
статусы - ученик, гражданин, их важность и значимость для меня. Я - гражданин большой
страны и моей малой Родины. Важность выбора: от нас самих, от нашего выбора зависит,
по какой дороге мы пойдѐм, как сложится наша жизнь.
Раздел 2. Я расту, я меняюсь (3 часа)
Мое детство. Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребенка, чему
радуюсь, о чем мечтаю? Я – это мое детство, потому что именно детство делает нас
такими, какие мы есть. Но Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал
раньше и что знаю сейчас. Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя,
каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3. Мое будущее: каким я хочу стать, каким я могу стать (19 часов).
Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю
сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже
сейчас. Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Правильное питание,
физкультура и спорт, отказ от вредных привычек, безопасное поведение, чистая экология.
Содержание этих составляющих, их значение для моего здоровья, привитие навыков ЗОЖ
с детства. Хочу вырасти культурным человеком. Почему для этого важны понятия
"мораль и нравственность", знание культуры своей страны, соблюдение этических правил
и знание правил этикета? Хочу вырасти профессионалом. Для этого нужно познакомиться
с огромным миром профессий и сделать правильный выбор своей профессии. Другие
важные составляющие моего будущего: мои увлечения, моя любовь к своей стране,
важность семьи для каждого ребенка и для каждого взрослого.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или
исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать
свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и
характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов; делатьвыводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных
суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать
возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед
группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать
выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
Предметные результаты освоения программы представлены с учетом специфики
содержания гуманитарных предметных областей.
Русский язык: извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной
литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:
осознанное расширение своей речевой практики; овладение основными нормами
современного русского литературного языка.
Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; характерных чертах
общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы; умение классифицировать по разным признакам (в
том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции; умение сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты,
явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для
объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных исследовательских или проектных задач;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из различных
адаптированных источников и публикаций средств массовой информации с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в сети Интернет; умение
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных
источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной
деятельности.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
Раздел
Раздел 1.
Кто я? Мои
способности, мои
возможности
(12 часов)
Темы
Колво
часов
Мое лето
1
Кто я?
1
Какой я – большой или
маленький?
1
Мои способности
1
5.
Мой внутренний мир
1
6.
Уникальность моего внутреннего
мира, уникальность твоего
внутреннего мира.
1
7.
Кого я могу впустить в свой
внутренний мир?
1
8.
Я и моя семья
1
9.
Я - ученик
1
10.
Я - гражданин
1
Моя малая Родина
1
Мой выбор, мой путь
1
2.
3.
4.
11.
12.
13.
14.
Раздел 2.
Я расту, я
меняюсь
(3 часа)
15.
16.
17.
18.
19.
Раздел 3.
Мое будущее:
каким я хочу
стать, каким я
могу стать
( 19 часов)
1
Мое детство
Я расту
1
Я меняюсь
1
Мое здоровое будущее правильное питание
1
Мое здоровое будущее физкультура и спорт
1
Мое здоровое будущее – отказ
от вредных привычек
1
Мое здоровое будущее –
1
Деятельность учащихся
Знакомство, установление
позитивного контакта в группе
через творческое представление
летнего каникулярного отдыха
Расширение представлений о
себе и своем месте в
окружающем мире
Осознание своего статуса,
побуждение к развитию
самостоятельности
Усвоение понятия
«способности», исследование
своих способностей и
возможностей
Осознание своей уникальности и
неповторимости
Осознание уникальности и
неповторимости других людей,
усвоение понятия
«толерантность»
Знакомство с понятием «личные
границы»
Осознание ценности семьи для
ребенка
Осознание важности статуса,
требований к нему
Осознание себя, как гражданина
большой страны
Знакомство с историей и
современностью п. Надвоицы,
Республики Карелия
Развитие умения ставить цели,
планировать действия для их
достижения
Осознание важности периода
для дальнейшего развития и
становления личности
Осознание происходящих
физиологических изменений
Осознание происходящих
изменений психики
Привитие ценности правильного
питания для здоровья организма
Привитие ценности занятий
физкультурой и спортом для
здоровья организма
Осознание ущерба, который
наносят здоровью вредные
привычки
Осознание важности
безопасное поведение
20.
Мое здоровое будущее – чистая
экология
1
21.
Мое культурное будущее мораль и нравственность
1
Мое культурное будущее –
культурный код моей страны
1
Мое культурное будущее: этика
и этикет
1
Мое профессиональное
будущее: огромный мир
профессий
1
Мое профессиональное
будущее: правильный выбор
профессии
1
Мое интересное будущее –
хобби и увлечения
1
22.
23.
24.
25.
1
Раскрытие понятий мораль и
нравственность, их роли в жизни
человека
Осознание ценности понятия
«русская культура», ее
многонациональности
Знакомство с понятиями этика и
этикет, осознание их
необходимости в современном
обществе
Знакомство с многообразием
профессий и создание условий
для повышения готовности к
социально-профессиональному
определению
Осознание важности
правильного выбора профессии
в будущем, развития качеств и
приобретения знаний для
будущей профессии
Осознание важности увлечений,
как источника нового полезного
опыта, позволяющего расширить
представления о себе и
окружающем мире.
Осознание значения дружеских
взаимоотношений для человека
1
Знакомство с ценностью статуса
"гражданин"
1
Знакомство с важностью статуса
"патриот"
1
Осознание необходимости
законопослушного поведения
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Мое интересное будущее –
дружба
Мое свободное будущее: я гражданин
Мое свободное будущее: я патриот
Мое свободное будущее законопослушное поведение
Мое семейное будущее: роль
семьи для меня и общества
1
32.
Мое семейное будущее:
история моей семьи
1
33.
Мое семейное будущее –
родственные отношения
1
34.
Мое семейное будущее –
семейные традиции
ИТОГО:
соблюдения правил
безопасности во всех сферах
жизни
Осознание важности сохранения
чистоты природы, ее ресурсов
1
34
Расширение представлений о
важности семьи для общества и
отдельного человека
Привитие ценности,
уникальности семейной истории
Знакомство с многообразием
родственных связей, важности
их поддержки
Осознание ценности семейных
традиций