ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Секреты русского языка», 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим советом
школы
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы: ______Е.В. Пинаева

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Секреты русского языка»
2024-2025 учебный год

2024

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
 требованиями федерального
государственного образовательного стандарта
среднего общего образования
 основной образовательной программой школы
 годовым календарным учебным графиком;
Общая характеристика курса
Цели и задачи изучения курса
ЦЕЛИ КУРСА:
 освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка
старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более
высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков
выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ
 обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык»
всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения
тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что
самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты
выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой
подготовки;
 подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить
уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и
умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме
Задачи:
 изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по
организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
 совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
 дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных
задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
 обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при
выполнении тестовых заданий;
 освоение стилистического многообразия и практического использования
художественно-выразительных средств русского языка;
 совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании
сочинения.
 помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению
по литературе;
 совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
 формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
 совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
 совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
 формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.

Место учебного предмета
В учебном плане на внеурочную деятельность «Секреты русского языка» отводится 1 час
в неделю, программа рассчитана на один год обучения. Таким образом 34 часа в год.
Планируемые результаты
Предметные результаты
 Знать трудные случаи правописания
 Понимать их роль в общекультурном развитии человека
 Объяснять языковое явление
 Уметь применять знания при тестировании
 Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
 Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приёмами.
 Активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические
компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать
собственный текст, аргументировать, писать сочинение.
 Определять лексическое значение слова по различению контекстных значений
многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости,
принципами синонимической замены.
 Работать над расширением словарного запаса.
 Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
 Работать с тестовыми заданиями .
 Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.
 Выполнять различные типы тестовых заданий.
 Самостоятельно распределять время на выполнение заданий
 Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
 Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.
 Правильно отмечать в бланке вариант ответа.
 Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
 Сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45
минут.
 Определять синтаксические конструкции.
Метапредметные:
 Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Личностные:
 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению.
Содержание учебного предмета
№
п/
п

Наименование
раздела

Колич
ество
часов

Содержание каждой темы

1.

Введение в курс

1

Основные требования к сочинению.
Концептуальные основы
экзаменационного сочинения.
Основные направления сочинений.

Формы
организац
ии
учебных
занятий
Лекция,
индивидуа
льная,
работа
в

Основные виды
учебной
деятельности
Аналитическая
беседа.
Заполнение
бланков

2.

Композиция
и
структура сочине
нии

2

3.

Обзор основных
направлений тем
декабрьского
сочинения.
Подготовка
к
сочинению
по
тематическим
направлениям.

9

4.

Структура ЕГЭ.
Орфография.
Пунктуация.
Синтаксис.

4

Общие требования к сочинению:
понятие текста, темы, идеи
сочинения. Критерии оценивания
сочинения.

парах

ЕГЭ, Слушание.
Зрительное
ознакомление
с тестами.

Разновидности вступления:
историческое, аналитическое,
биографическое, сравнительное,
обществоведческое. Основная часть.
Заключение – вывод и заключение –
следствие. Порядок работы над
композиционными
частями
сочинения. Смысловая цельность и
логическая
последовательность
изложения материала. Логические
особенности абзаца, лексические
средства
связи
между
предложениями.
Подбор материалов по следующим
разделам
«Духовно-нравственные
ориентиры человека»
«Семья, общество, Отечество в
жизни человека»
«Природа и культура в жизни
человека»

Групповая,
индивидуа
льная

Запись основных
понятий.
Работа
над
текстами
собственных
сочинений

Групповая,
индивидуа
льная

1. Синтаксис Нормативные и
методические документы по
подготовке и проведению
государственной (итоговой)
аттестации в форме ЕГЭ по
русскому языку. Особенности ЕГЭ
по русскому языку. Спецификация
экзаменационной работы.
Кодификатор. Демонстрационная
версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения.

Индивидуа
льная,
групповая

Составление
кластера,
обсуждение
проблемных
вопросов по теме
Анализ
произведений
русской
и
мировой
классики. Запись
опорного
конспекта.
Работа
с текстом.
Работа
с
основными
понятиями (тема
текста,
проблема/ речево
е
оформление
сочинения)
Анализ
готовых сочинени
й.
Работа
с
тестами.
Составление
кластеров,
опорных схем и
таблиц

Нормы управления. Построение
предложений с однородными
членами. Построение

5.

Сочинение
ЕГЭ

на

8

сложноподчиненных предложений.
Нормы примыкания. Правильное
использование деепричастного
оборота. Синтаксическая
синонимия. Правила преобразования
прямой речи в косвенную. Типичные
ошибки при нарушении
синтаксических норм, их
предупреждение.
Нормы письменной речи:
орфографические и пунктуационные
нормы.
Орфографическая грамотность.
Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил.
Трудные случаи русской
орфографии: правописание –Н- и –
НН- в суффиксах различных частей
речи; правописание корней.
Правописание приставок;
правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени; правописание
суффиксов различных частей речи
(кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ
и НИ; слитное, дефисное и
раздельное написание омонимичных
слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность.
Использование алгоритмов при
освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации.
Пунктуация в простом
предложении: знаки препинания в
предложениях с однородными
членами, при обособленных членах
(определениях, обстоятельствах);
знаки препинания в предложениях
со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с
членами предложения. Пунктуация в
сложных предложениях: в
бессоюзном сложном предложении,
в сложноподчинённом предложении;
знаки препинания в сложном
предложении с союзной и
бессоюзной связью. Сложное
предложение с разными видами
связи.
Изобразительно-выразительные
средства языка. Выразительные
средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика.
Стилистические фигуры.
Исходные тексты, их
характеристика. Требования к
письменной работе выпускника.

Лекция с
элементом
беседы,

Лингвистичес
кие
наблюдения;

Композиция письменной
экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного
текста. Виды проблем. Способы
формулировки проблемы.
Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста.
Способы комментария проблемы.
Письменное оформление
комментария.
Авторская позиция. Отражение
авторской позиции в тексте.
Требования к формулировке
позиции автора в письменной
работе. Анализ оформления
авторской позиции в письменных
работах выпускников.
Аргументация собственного мнения
по проблеме. Формы аргументации.
Правила использования аргументов.
Источники аргументации. Анализ
письменных работ выпускников с
точки зрения правильности и
убедительности приводимых
аргументов.
Смысловая цельность, речевая
связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные
ошибки в абзацном членении
письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность
речи. Требования к точности и
выразительности речи.
Грамматический строй речи.
Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы.
Фактические ошибки, их
предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов
ученических сочинений.
Редактирование собственных
текстов.

№
1
2
3

работа
в
парах,
индивидуа
льная

рецензирован
ие
текста;
лингвистичес
кий
анализ
текста
комментированно
е чтение Работа с
основными
понятиями (тема
текста,
проблема/ы,
авторская
позиция, средства
её
выражения,
формулировка
собственной
позиции,
её
аргументация,
композиция
и
речевое
оформление
сочинения)
Работа
над
текстами
собственных
сочинений
Анализ сочинений

Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Количество
Дата
часов
план
Введение. Цели и задачи курса.
Введение. Концептуальные основы сочинения.
Общие требования к декабрьскому сочинению.
Композиция и структура сочинения. Критерии

1
1
1

Дата факт

4
5

6

7
8

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

оценивания.
Анализ экзаменационных тематических
направлений на учебный год.
Подготовка к сочинению по тематическому
разделу «Духовно-нравственные ориентиры
человека»
Подготовка к сочинению по
тематическому разделу «Духовнонравственные ориентиры человека»
Урок-практикум по написанию вступления
Подготовка к сочинению по тематическому
разделу «Семья, общество, Отечество в жизни
человека»
Подготовка к сочинению по тематическому
разделу «Семья, общество, Отечество в жизни
человека»
Подготовка к сочинению по тематическому
разделу «Природа и культура в жизни человека»
Урок-практикум по написанию вступления
Урок-практикум по написанию основной части и
заключения
Знакомство демоверсией ЕГЭ по русскому языку
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
Лексические синтаксические средства
выразительности.
Стилистические фигуры.
Трудные случаи орфографии
Трудные случаи орфографии
Морфологические нормы. Грамматические
ошибки .
Синтаксические нормы. Грамматические
ошибки, связанные с их нарушением.
Синтаксис. Простое, сложное предложение.
Синонимия синтаксических конструкций.
Пунктуация. Знаки препинания в простом
осложненном предложении .
Пунктуация. Знаки препинания в сложных
предложениях
Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с
разными видами связи.
Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с
разными видами связи.
Урок – практикум. Анализ тестовых заданий
Композиция сочинения ЕГЭ. Критерии
оценивания
Формулировка проблемы текста. Способы
формулировки проблемы.
Комментарий к сформулированной проблеме
Позиция автора
Отношение к позиции автора

1
1

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

32
33
34

Виды заключений к сочинению
Речевое оформление сочинения. Фактические
ошибки. Нарушение этических норм
«Я знаю. Я умею. Я могу». Подведение итогов.

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».