Рабочая программа внеурочной деятельности По следам прошлого 5 кл

МyниципаlJlЬ нОе бюшкетноr обще обp aзов aтеJl Ьt{oе
учр rжде}rиr
Срелня я общеобрaЗ CIB aTrЛЬ ;{aя шItОJla п' Нa,цвоицьt

Рaбочaя ПpoгpaММa
Bl{еypoщ{ой деятелЬ}loсTI1
<По с.цеДaM ПрОшлОГo}
5 клaсс

1 год
(сpок реaлизaцllи)

Рaзpaботvик: ХрисТиЧ Д' с.
}д{I,rTеЛЬ исToрии

Принятa нa Пе.цагогиЧеcкol4 Совете
Пpотокол Лb Ц6

от

2022

т.

<<

30 ) aBгYсTa

2022 r.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.Надвоицы

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«По следам прошлого»
5 класс
1 год
(срок реализации)
Разработчик: Христич Д. С.
учитель истории

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № __
от « ___ » августа 2022 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
__________
Е. В. Пинаева

2022 г.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «По следам прошлого» составлена
на основе Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации», Федерального
Государственного Стандарта Основного Общего Образования, учебного плана МБОУ СОШ п.
Надвоицы на 2022-2023 учебный год; рабочей программы воспитания МБОУ СОШ п.
Надвоицы.
Цель данной программы – духовно нравственное развитие личности школьника,
воспитание патриотических чувств, гуманистического мировоззрения; формирование личности,
способной ценить исторический вклад народов мира, в том числе и народов России, в мировую
культуру.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты

Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая
исторические факты и понятия в целостную картину. Определять по датам век, этапы, место
события и т.д. Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать. Группировать (не по
хронологии). Сравнивать.

Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие
общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). Выявлять
варианты причин и следствий, логическую последовательность. Представлять мотивы
поступков людей прошедших эпох.

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки,
опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. При оценке
исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности

Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт
предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно
взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. Определять и объяснять свои
оценки исторических явлений, событий.
Метапредметные результаты

2

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме из адаптированных
источников различного типа.


2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
Программа курса «По следам прошлого» рассчитана на 34 учебных часов и
предназначена для учащихся 5-х классов.
Актуальность курса: сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает.
История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу,
веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Целью данного курса является формирование личности, способной ценить
исторический вклад народов мира, в том числе и народов России, в мировую культуру.
Задачи курса:
1.Способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической
науке;
2.Способствовать формированию умения видеть красоту и художественные особенности
произведений искусства, созданных в прошлом;
3.Сформировать у учащихся уважительное отношение к мировой истории;
4.Сформировать у учащихся умения и навыки, такие как:

умение в связной монологической форме воспроизводить прочитанный текст;

умение сравнивать исторические явления, происходившие в разных странах;

умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, при этом
высказывая собственную точку зрения и отстаивая свои взгляды;

умение анализировать исторический источник;

умение оперировать историческими датами;

умение читать историческую карту.
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

3

Содержание курса
Введение. (6 ч.)
Что такое история? Исторические памятники, их виды. Археология и археологи. Что
такое архивы? Первые люди на Земле. Территория расселения, занятия, орудия труда
первобытных людей. Овладение огнём. Возникновение искусства. Загадки древнейших
рисунков. Религиозные верования. Кто придумал алфавит? Города и занятия финикийцев.
Счёт лет в истории. Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Лента
времени.
Тема 1. Древний Египет. (4 ч.)
Египет – дар Нила. Разливы Нила. Труд земледельцев и ремесленников. Боги древних
египтян. Боги и жрецы. «Царство мёртвых» Египетские фараоны. Обожествление фараонов.
Военные походы фараонов. Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Храмы –
жилища богов. Музеи Египта.
Тема 2. Индия и Китай в древности. (4 ч.)
Древнейшие книги. Египетские иероглифы. Папирус. Глиняные таблички.
Древнеиндийские книги. Бамбуковые дощечки. Великий Конфуций. Чему учил китайский
мудрец? Великая Китайская стена. Гунны. Великий шелковый путь. Аукцион «Что дал
Древний Восток миру?»
Тема 3. Древняя Греция. (9 ч.)
Боги Древней Греции. Главные боги. Гора Олимп. Мифы Древней Греции. Миф о
Прометее. Миф о Деметре. Подвиги Геракла. Троянская война. Малая Азия. Город Троя. Миф о
начале Троянской войны. Спартанское воспитание. Спарта – военный лагерь. Олимпийские
игры. Праздник, объединяющий эллинов. Пять незабываемых дней. Легендарные рассказы о
знаменитых атлетах. Александр Македонский. Приход к власти. Первые победы. Держава
Александра Македонского. Турнир любознательных.
Тема 4. Древний Рим. ( 5 ч.)
«Вечный город» Рим. Особняки, многоэтажные дома, термы. Пантеон. Гладиаторы.
Амфитеатр Колизей. Большой цирк. Восстание Спартака. Капуя. Везувий. Армия Спартака.
Рабы в ловушке. Юлий Цезарь. Возвышение Цезаря. Гибель Цезаря. Помпеи. Гибель города и
его раскопки.
Тема 5. Семь чудес света. (8 ч.)
Египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды. Зевс Олимпийский.
Фаросский маяк. Храм Артемиды Эфесской. Мавзолей в Галикарнасе.
Колосс Родосский.
Ожидаемый результат:
В результате изучения курса ученик должен:
знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся
деятелей древней истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в
ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;
уметь

определять последовательность и длительность важнейших событий древней
истории;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач;
4


читать историческую карту и показывать на исторической карте территории
расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории Древней истории, достижениям культуры;

использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
понимания
исторических
причин
и
исторического
значения
событий
и
явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом
наследии народов мира;
объяснения
исторически
сложившихся
норм
социального
поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
3.Тематическое планирование.
№ Тема
п\п

1
2
3
4
5
6

7

8
9
10

11

Количество Деятельность учащихся
часов

Введение (6 часов)
Что такое
1
Беседа. Схема.
история?
Что такое
1
Работа с документом
архивы?
Первые люди на 1
Карта. Кроссворд «Первобытные
Земле
охотники и собиратели»
Возникновение
1
Беседа. Иллюстративный материал.
искусства.
Творческая задача.
Кто придумал
1
Работа с документом, картой.
алфавит?
Беседа.
Счёт лет в
1
Беседа. Решение задач.
истории.
Тема 1. Древний Египет (4 часа)
Египет – дар
1
Решение творческих задач. Карта.
Нила.
Боги древних
1
Составление таблицы.
египтян.
Иллюстративный материал.
Египетские
1
Работа с документом. Творческая
фараоны.
задача.
Искусство
1
Решение кроссвордов.
Древнего
Египта.
Тема 2. Индия и Китай в древности (4 часа)
Древнейшие
1
Иллюстративный материал. Беседа.
книги.
5

Основные
Направления
Воспитательной
работы
3,4,5,6,8
Экскурсия на
Воицкий водопад.
Экскурсия в
кабинет
краеведения.
Изучение
музейных
экспозиций.

1, 3, 5, 6
Проект «Религия
древних египтян»

3,4,8
Проект «Что дал
миру Древний

12
13
14

15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Великий
1
Работа с документом. Беседа.
Конфуций.
Великая
1
Беседа. Карта.
Китайская стена.
Аукцион «Что
1
Интеллектуальная игра.
дал Древний
Восток миру?»
Тема 3. Древняя Греция ( 9 часов)
Боги Древней
1
Таблица. Решение творческих
Греции.
задач.
Мифы Древней 2
Сообщения уч-ся.
Греции.
Троянская
1
Работа с картой
война.
Спартанское
2
Беседа. Тест.
воспитание.
Олимпийские
1
Решение кроссвордов.
игры.
Александр
1
Работа с картой
Македонский.
Турнир
1
Интеллектуальная игра.
любознательных.
Тема 4. Древний Рим (5 часов)
«Вечный город» 1
Беседа. Сообщения уч-ся.
Рим.
Гладиаторы.
1
Работа с документом.
Восстание
1
Работа с картой
Спартака.
Юлий Цезарь.
1
Работа с документом. Тест.
Помпеи.
1
Иллюстративный материал.
Тема 5. Семь чудес света (8 часов)
Египетские
1
Творческое задание
пирамиды.
«Висячие сады» 1
Творческое задание
Семирамиды.
Зевс
1
Творческое задание
Олимпийский.
Фаросский маяк. 1
Творческое задание
Храм Артемиды 1
Творческое задание
Эфесской.
Мавзолей в
1
Творческое задание
Галикарнасе.
Колосс
1
Творческое задание
Родосский.
Итоговое
1
Подведение итогов
занятие

6

Восток»

3, 4, 5, 6, 8
Проект
«Олимпийские
игры: вчера,
сегодня»

3, 4, 5, 6, 8
Проект: История
создание картины
«Последний день
Помпеи»
1, 3, 4, 6, 8
Проекты «Семь
чудес света»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».