Аннотация к рабочей программе по физической культуре 1-4 классов
Рабочая программа начального общего образования по физической культуре составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, комплексной программы физического воспитания обучающихся и
ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Лях В. И. Физическая культура.
1–4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2014., Лях, В. И.
Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2014, основной
образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ п. Надвоицы, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в программе воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы.
При создании программы учитывались потребности современного российского общества в
воспитании здорового поколения, государственная политика с национальными целями увеличения
продолжительности жизни граждан России и научная теория физической культуры, представляющая
закономерности двигательной деятельности человека. Здоровье закладывается в детстве, и
качественное образование в части физического воспитания, физической культуры детей
дошкольного и начального возраста определяет образ жизни на многие годы.
Основными составляющими в классификации физических упражнений по признаку исторически
сложившихся систем физического воспитания являются гимнастика, игры, туризм, спорт.
Программа обеспечивает «сформированность общих представлений о физической культуре и спорте,
физической активности, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках,
основных физических упражнениях (гимнастических, игровых, туристических и спортивных)».
Освоение программы обеспечивает выполнение обучающимися нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса ГТО и другие предметные результаты ФГОС НОО, а также
позволяет решить воспитательные задачи, изложенные в примерной программе воспитания,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 2 июня 2020 года № 2/20).
Задача учебного предмета состоит в формировании системы физкультурных знаний, жизненно
важных прикладных умений и навыков, основанных на физических упражнениях для укрепления
здоровья (физического, социального и психологического), освоении упражнений основной
гимнастики, плавания как жизненно важных навыков человека; овладение умениями организовывать
здоровьесберегающую жизнедеятельность (распорядок дня, утренняя гимнастика, гимнастические
минутки, подвижные и общеразвивающие игры и т.д.); умении применять правила безопасности при
выполнении физических упражнений и различных форм двигательной деятельности и как результат
— физическое воспитание, формирование здоровья и здорового образа жизни.
Наряду с этим программа обеспечивает:
•
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации с целью
реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования;
•
преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего и
основного общего образования;
•
возможности формирования индивидуального подхода и различного уровня сложности с
учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся (включая одарённых детей,
детей с ограниченными возможностями здоровья);
•
государственные гарантии качества начального общего образования, личностного развития
обучающихся;
•
овладение современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной
жизни, освоение цифровых образовательных сред для проверки и приобретения знаний, расширения
возможностей личного образовательного маршрута;
•
формирование у обучающихся знаний о месте физической культуры и спорта в национальной
стратегии развития России, их исторической роли, вкладе спортсменов России в мировое спортивное
наследие;
•
освоение обучающимися технологий командной работы на основе личного вклада каждого в
решение общих задач, осознания личной ответственности, объективной оценки своих и командных
возможностей.
Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет обучающимся осваивать программу в
соответствии с возможностями каждого.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по программе
являются:
•
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства
физической культуры для достижения цели динамики личного физического развития и физического
совершенствования;
•
умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей, проявлять лидерские качества в соревновательной
деятельности, работоспособность в учебно-тренировочном процессе, взаимопомощь при изучении и
выполнении физических упражнений;
•
умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной форме в процессе общения
и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, в том числе при передаче информации на
заданную тему по общим сведениям теории физической культуры, методикам выполнения
физических упражнений, правилам проведения общеразвивающих подвижных игр и игровых
заданий;
•
умение работать над ошибками, в том числе при выполнении физических упражнений,
слышать замечания и рекомендации педагога, концентрироваться при практическом выполнении
заданий, ставить перед собой задачи гармоничного физического развития.
Учебный предмет «Физическая культура» изучается в 1-4 –х классах. В 1 классах 2 часа в неделю
— 66 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах по 3 часа в неделю — 102 ч (34 учебные недели).
Рабочая учебная программа включает: пояснительную записку, содержание учебного предмета,
планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные и предметные достижения
обучающихся), тематическое планирование, с учетом программы воспитания.