ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 2 класса разработана в соответствии с нормативными и
методическими документами:
Государственная программа РФ «Развитие образования», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26 декабря
2017 г. № 1642;1
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
На основе данной рабочей программы создан завершённый курс интерактивных видео-уроков в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФОП НОО), Примерной основной
образовательной программой начального общего образования и с учётом требований и специфики РЭШ. Содержание рабочей
программы учитывает и отражает специфику РЭШ, как одного из современных образовательных ресурсов, имеющихся в
арсенале педагога НОО, направленного на совершенствование образовательного процесса.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
2
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,
скульптура и др.);
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и
дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта
работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Во 2
классе — 34 ч. (34 учебные недели). Предложенная рабочая программа и разрабатываемый на её основе единый
последовательный и сбалансированный курс из 17-тиинтерактивных видео-уроков для 2 класса открытой
информационно-образовательной среды "Российская электронная школа" является современным образовательным
ресурсом учителя.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
3
Как и чем работает художник
Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в
частности, осенних цветов);
Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и
белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах:
акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные
возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы.
Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней
природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии.
Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные
возможности глины, дерева, камня и других материалов.
Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с
помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание,
склеивание).
4
Реальность и фантазия
Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных,
замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа.
Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы
Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм, для создания различных узоров, орнаментов.
О чем говорит искусство
Выражение и изображение характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими
изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре.
Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его
изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д.
Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Женские качества характер:
верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами
искусства.
Возможности создания разнохарактерных героев в объеме.
Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы
украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.
5
Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.
Как говорит искусство
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием
тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет.
Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии
как средство образной характеристики изображаемого.
Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей действительности.
Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные
результаты. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.
Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
6
Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в
творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий,
образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов
изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике)
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом
художественной работы;
выполнять действия в устной форме;
7
осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
расширять свои представления об искусстве;
ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
читать простое схематическое изображение;
различать условные обозначения;
осуществлять поиск нужной информации, используя материал видео урока и сведения, полученные от взрослых,
сверстников;
сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного
опыта.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
выполнять работу со сверстниками;
воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с учетом программы воспитания 2 класс
8
№
1
9
Наименование
разделов и тем
программы
Как и чем
работает
художник?
Количество часов
всего
9
кр2
1
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
ЭОР
рк2
Знакомство с выразительными возможностями Выполнение
художественных материалов.
творческих заданий
Знакомство с основными и составными
цветами, с цветовым кругом.
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги,
посредством приема «живая краска».
на основе смешивания трех основных цветов
разнообразные цветы по памяти и
впечатлению.
Изображение цветов (без предварительного
рисунка; заполнение крупными изображениями
всего листа).
Учиться различать и сравнивать темные и
светлые оттенки цвета и тона.
Смешивать цветные краски с белой и черной
для получения богатого колорита.
Знакомство с различным эмоциональным
звучанием цвета. Расширение знаний о
различных живописных материалах:
акварельные краски, темпера, масляные и
акриловые краски.
Понимать красоту и выразительность пастели,
мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью, мелками,
акварелью.
РЭШ
https://resh.edu
.ru/uploads/col
lection/
5e295f961958
2.pdf
Использовать особенности изображения на
плоскости с помощью пятна.
Понимать выразительные возможности линии,
точки, темного и белого пятен (язык графики)
для создания художественного образа.
Осваивать приемы работы графическими
материалами.
Сопоставлять выразительные возможности
различных художественных материалов,
которые применяются в скульптуре (дерево,
камень, металл и др.).
Реальность и
фантазия
2
10
7
Учимся всматриваться в реальный мир, учимся Выполнение
не только смотреть, но и видеть.
творческих заданий
Мастер Изображения учит фантазировать. Роль
фантазии в жизни людей. Сказочные существа.
Фантастические образы.
Соединение элементов разных животных,
растений при создании фантастического образа.
Мастер Украшения учится у природы.
Природа умеет себя украшать.
Умение видеть красоту природы, разнообразие
ее форм, цвета (иней, морозные узоры,
паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Развитие
наблюдательности.
Постройки учится у природы.
Красота и смысл природных конструкций (соты
пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.
д.), их функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие
РЭШ
https://resh.edu
.ru/uploads/col
lection/
5e295f961958
2.pdf
О чем говорит
искусство
3
11
10
форм подводного мира, их неповторимые
особенности.
Украшения учится у природы, изучает ее.
Преобразование природных форм, для создания
различных узоров, орнаментов, украшающих
предметы быта.
Взаимодействие трех видов деятельности —
изображения, украшения и постройки.
Выражение и изображение характера и
Выполнение
пластики животного, его состояния,
творческих заданий
настроения. Знакомство с анималистическими
изображениями, созданными художниками в
графике, живописи и скульптуре. Рисунки и
скульптурные произведения.
Изображая, художник выражает своё
отношение к нему, что он изображает.
Эмоциональная и нравственная оценка образа в
его изображении. Мужские качества характера:
отважность, смелость, решительность,
честность, доброта и т.д.
Возможности использования цвета, тона, ритма
для передачи характера персонажа.
Изображая человека, художник выражает своё
отношение к нему, своё понимание этого
человека. Женские качества характер: верность,
нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее
и внутреннее содержание человека, выражение
его средствами искусства.
Возможности создания разнохарактерных
героев в объеме.
РЭШ
https://resh.edu
.ru/uploads/col
lection/
5e295f961958
2.pdf
Как говорит
искусство
4
12
8
1
Скульптурные произведения, созданные
мастерами прошлого и настоящего.
Изображения, созданные в объеме.
Через украшение мы не только рассказываем о
том, кто мы, но и выражаем свои цели,
намерения: например, для праздника мы
украшаем себя, в будний день одеваемся подругому.
Через украшение мы не только рассказываем о
том, кто мы, но и выражаем свои цели,
намерения: например, для праздника мы
украшаем себя, в будний день одеваемся подругому.
Цвет и его эмоциональное восприятие
человеком. Деление цветов на тёплые и
холодные. Природа богато украшена
сочетанием тёплых и холодных оттенков.
Умение видеть цвет. Борьба разных цветов,
смешение красок на бумаге.
Смешение различных цветов с черной, серой,
белой красками - получение мрачных, тяжелых
и нежных, легких оттенков цвета.
Ритмическая организация листа с помощью
линий.
Изменение ритма линий в связи с изменением
содержания работы. Линии как средство
образной характеристики изображаемого.
Разное эмоциональное звучание линии.
Выразительные возможности линий.
Многообразие линий: толстые и тонкие,
Выполнение
РЭШ
творческих заданий https://resh.edu
.ru/uploads/col
lection/
5e295f961958
2.pdf
корявые и изящные, спокойные и порывистые.
Умение видеть линии в окружающей
действительности.
Ритм пятен передает движение.
От изменения положения пятен на листе
изменяется восприятие листа, его композиция.
Ритм линий, пятен, цвет, пропорции
составляют основы образного языка.
13
14
15