ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования ФОП НОО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по технологии является успешная социализация обучающихся, формирование у них
функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном
мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических
умений.
Программа по технологии направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей
культуры человека;
становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате
деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически
развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической
документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и
соответствующих умений;
развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических
умений;
расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в
практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения
мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий;
развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности;
воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности
предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного
отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности;
воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и
достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание
взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление
уважения к взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по технологии включает характеристику основных структурных единиц (модулей),
которые являются общими для каждого года обучения:
1. Технологии, профессии и производства.
2. Технологии ручной обработки материалов: технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными
материалами, технологии работы с природным материалом, технологии работы с текстильными материалами, технологии
работы с другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома).
3. Конструирование и моделирование: работа с «Конструктором» (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных
и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной
организации).
4. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) (с учётом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по технологии обучающиеся овладевают основами проектной деятельности,
которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать
и использовать информацию.
В программе по технологии осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами:
«Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа
с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
3
средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженерно-художественных идей для
мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов
речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения
результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого
в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей:
прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности
(композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом
процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка,
отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из
различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мастера
и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные
коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных
физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам.
4
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления
изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание
тонкого картона и плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка
(угольник, циркуль). Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими (циркуль)
инструментами.
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная).
Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла).
Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого
картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и
нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж,
нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью
лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка
деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции.
Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу.
Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
Информационно-коммуникативные технологии
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
5
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
учебных
действий,
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме.
Работа с информацией:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в работе;
понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в
соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия
выполнять правила участия в учебном диалоге:
задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном
изделии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
6
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу;
выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе.
Совместная деятельность:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь;
выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно
свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по технологии на уровне начального общего образования достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества,
уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования
рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к
культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
7
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства –
эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов
мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности,
стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к
различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность,
трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и
доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения технологии на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать
изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
8
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической,
технологической или декоративно-художественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного
исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках,
анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в
умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в
том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её
использования для решения конкретных учебных задач;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать
собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства
народов России;
строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка
после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
9
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать
действия для получения необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу,
распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное
сотрудничество;
проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения,
высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных
заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его
практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы
по технологии:
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа»,
«развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их
в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая
выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды,
называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;
10
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметнотворческой деятельности;
самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время
работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять
доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов
(толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная,
линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью
чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с
помощью циркуля;
выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя
на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную конструкцию с изображениями
её развёртки;
отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное
соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в
самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
11
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную
деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт;
называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество
часов
всего
1
2
1
2
Повторение и
обобщение
пройденного в
первом классе
1
Средства
художественной
выразительности
(композиция, цвет,
4
Проверочные работы
Региональный компонент
12
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
ЭОР
п рк2
р1
1
Вспоминают и называют изученные группы материалов
(природные, пластические массы, бумага и картон, ткани и
нитки).
Называют инструменты, с которыми работали на уроках
(ножницы, стеки, игла), приспособления (шаблон, булавки,
наперсток, пяльцы и другие) и приёмы безопасной работы
колющими и режущими инструментами, правила их хранения.
Называют основные технологические операции (разметка
деталей, вырезание (отрезание), склеивание, отделка).
Называют известные и изученные профессии.
Вспоминают и называют культурные традиции, обряды,
праздники.
Выбирают материалы по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.Изготавливают изделие на основе
программы первого класса.
Получают первичное представление о средствах художественной
выразительности, используемых мастерами, как необходимом
условии (принципе) создания художественно-декоративных
изделий: цвет, форма, размер, тон, светотень.
Практическая
работа.
https://uchi.ru/
Практическая работа.
https://uchi.ru/
форма, размер, тон,
светотень,
симметрия) в работах
мастеров
3
13
Биговка. Сгибание
тонкого картона и
плотных видов
бумаги
4
Расширяют представления о композиции (вертикальная и
горизонтальная).
Наблюдают, рассуждают, обсуждают произведения и изделия
художников и мастеров декоративно-прикладного искусства,
выделяют средства художественной выразительности,
используемые мастерами в их работах.
Знакомятся с образцами традиционного искусства симметричного
вырезания у разных народов. Наблюдают, обсуждают,
рассуждают о возможных способах получения симметричных
изображений.
Выполняют известные способы и приемы формообразования
бумажных деталей (вытягивание, скручивание, складывание,
сгибание, надрезание и другие), соединения деталей (точечное
наклеивание, наклеивание за всю поверхность).
Используют линейку для построения осевых, направляющих
линий композиций.
Режут ножницами по прямому, кривому и ломаному
направлениям.
Соединяют детали из природных материалов известными
способами (клеем, на прокладку).
Вносят элементарные изменения к конструкции своих изделий по
сравнению с предложенными образцами.
Исследуют и сравнивают элементарные физические,
механические и технологические свойства тонкого картона и
плотной бумаги (гладкость, плотность, толщина, гибкость).
Выявляют проблему их сгибания и складывания.
Обсуждают, рассуждают о возможных способах сгибания и
складывания тонкого картона и плотной бумаги для
предотвращения их ломкости, неровности сгиба . Знакомятся с
биговкой и осваивают способ ее выполнения.
Опытным путем подбирают инструменты для выполнения
биговки (линейка, пустая шариковая ручка, закрытые лезвия
Практическая работа.
https://uchi.ru/
4
14
Технология и
технологические
операции ручной
обработки
материалов (общее
представление)
1
ножниц или другие).
Осваивают приемы выполнения биговки по кривым линиям.
Знакомятся с условными графическими обозначениями: линий
внешнего и внутреннего контура, читают схемы, рисунки.
Обсуждают, как с помощью биговки можно плоское изображение
(или его детали) превращать в объемное.
С помощью учителя анализируют устройства и назначения
изделия, выстраивают последовательность практических действий
и технологических операций. Изготавливают объемные детали
изделий и сами изделия с помощью биговки по рисункам, схемам.
Вносят элементарные конструктивные изменения и дополнения в
изделия.
Выполняют групповую или коллективную творческую работу
(проект) с использованием объемных изделий, изготовленных с
применением биговки.
Расширяют представления о технологии, технологических
операциях и технологическом процессе ручной обработки
материалов.
Знакомятся с понятием «технологическая операция», называют
известные им.
Обобщают и систематизируют знания о названиях
технологических операций, их основной последовательности,
способах выполнения.
Рассуждают об унифицированности способов выполнения
технологических операций при обработке разных материалов.
Выбирают материалы по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
Изготавливают изделия из различных материалов с соблюдением
этапов технологического процесса. Называют и выполняют
основные технологические операции ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей,
формообразование деталей. Сборка изделия.
Практическая работа.
https://uchi.ru/
5
Элементы
графической грамоты
2
6
Разметка
прямоугольных
деталей от двух
3
15
Используют соответствующие способы обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.
Вносят элементарные конструктивные изменения и дополнения в
изделия.
Закрепляют знания о технологическом процессе, называют
технологические операции ручной обработки материалов.
Знакомятся с понятием «чертеж». Соотносят плоскостное изделие
и его графическое изображение – простейший чертеж (эскиз),
находят сходства и различия. Обсуждают, рассуждают, делают
вывод о необходимости указания размеров в чертежах.
Знакомятся с линиями чертежа (основная толстая, тонкая, штрих и
два пунктира) и их назначением (контур, линия разреза, сгиба,
выносная, размерная). Учатся читать простейший чертеж
прямоугольной детали.
Знакомятся с линейкой как чертежным (контрольноизмерительным) инструментом, с видами линеек, их назначением.
Знакомятся с профессиями, работники которых пользуются
различными линейками (например: инженер-конструктор,
закройщик и другие).
Упражняются в проведении линий по линейке, построении
отрезков. Осознают начало отсчета размеров на линейке – нулевая
отметка.
С помощью учителя осваивают умение размечать делать
прямоугольной формы (строить прямоугольник) от одного
прямого угла с опорой на простейший чертеж и на
инструкционную карту. С помощью учителя конструируют и
изготавливают изделие по рисунку и простейшему чертежу.
Вносят элементарные конструктивные изменения и дополнения в
изделия.
Знакомятся с плетеными изделиями, материалами, из которых их
традиционно изготавливают; с современными материалами и
технологиями плетения (общее представление).
Практическая работа.
https://uchi.ru/
Практическая работа.
https://uchi.ru/
прямых углов по
линейке
7
16
Угольник –
чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных
деталей по угольнику
1
Закрепляют знания о технологическом процессе, называют
технологические операции ручной обработки материалов.
Закрепляют полученные знания о чертеже.
Упражняются в узнавании линий чертежа, чтении простейшего
чертежа прямоугольной детали.
С помощью учителя осваивают умение размечать детали
прямоугольной формы (строить прямоугольник) от двух прямых
углов с опорой на простейший чертеж и на инструкционную
карту.
С помощью учителя анализируют устройства и назначения
изделия, выстраивают последовательность практических действий
и технологических операций.
С помощью учителя конструируют и изготавливают изделие из
размеченных и вырезанных полос бумаги по рисунку и
простейшему чертежу.
Выполняют несложные измерения, вычисления и построения для
решения практических задач.
Вносят элементарные конструктивные изменения и дополнения в
изделия.
Закрепляют знания о технологическом процессе, называют
технологические операции ручной обработки материалов.
Закрепляют полученные знания о чертеже.
Знакомятся с угольником как чертежным (контрольноизмерительным) инструментом, с двумя видами угольников, их
назначением.
Сравнивают конструкции линейки и угольника, расположение
нулевой точки.
Практически осваивают и осознают понятие «прямой угол»,
прикладывая угольник к предметам прямоугольной формы
(например, тетрадь, учебник, парта).
Тренируются в чтении простейшего чертежа прямоугольника.
Осваивают умение размечать прямоугольную деталь (строить
Практическая работа.
https://uchi.ru/
8
17
Циркуль – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
круглых деталей
циркулем
2
прямоугольник) с помощью угольника. С помощью учителя
анализируют устройства и назначения изделия, выстраивают
последовательность практических действий и технологических
операций. Изготавливают изделия из различных материалов с
соблюдением этапов технологического процесса.
Конструируют и изготавливают изделия по рисунку и
простейшему чертежу. Выполняют необходимые измерения,
вычисления, расчеты размеров отдельных деталей.
Вносят элементарные конструктивные изменения и дополнения в
изделия.
Выполняют доступные творческие работы (проекты) –
коллективные или групповые, с использованием освоенных
конструкторско-технологических знаний и умений по разметке
деталей изделий с помощью чертёжных (контрольноизмерительных) инструментов.
Закрепляют знания о технологическом процессе, называют
технологические операции ручной обработки материалов.
Закрепляют полученные знания о чертеже – назначении чертежа.
Знакомятся с циркулем как чертежным (контрольноизмерительным) инструментом, с его конструкцией, названием
частей.
Тренируются в удержании циркуля за головку и прорисовывании
окружностей.
Знакомятся с понятиями «круг», «окружность», «дуга», «радиус».
Знакомятся с простейшим чертежом круглой детали, с
обозначением радиуса на нем.
Осваивают умение измерять радиус окружности с помощью
циркуля и линейки.
Осваивают умение размечать круглую деталь по простейшему
чертежу с помощью циркуля.
С помощью учителя анализируют устройства и назначения
изделия, выстраивают последовательность практических действий
Практическая работа.
https://uchi.ru/
9
18
Подвижное и
неподвижное
соединение деталей.
Соединение деталей
изделия «щелевым
замком»
5
и технологических операций.
Изготавливают конусообразные бумажные детали из частей круга.
Конструируют и изготавливают плоскостные и объемные изделия
по рисунку и простейшему чертежу или эскизу, схеме. Выполняют
необходимые измерения, вычисления, расчеты размеров
отдельных деталей. Вносят элементарные конструктивные
изменения и дополнения в изделия.
Используют дополнительные материалы в отделке изделий.
ПрактичесПолучают общее представление о технической эволюции
кухонных и домашних приборов и машин, их совершенствовании кая работа.
от механических к электрическим конструкциям, машинам и
приборам с программным управлением.
Называют знакомые сооружения и механизмы с подвижными
узлами конструкции (например: качели, карусели).
Практически исследуют знакомые окружающие предметы
(карандаш, кисточка, угольник, ножницы, циркуль), сравнивают
их конструкции и способы соединения деталей.
Делают выводы о подвижном и неподвижном соединении
деталей.
Знакомятся с шарнирным механизмом, соединением деталей на
шпильку (зубочистка, спичка), с помощью проволоки, толстых
ниток (например, игрушка-дергунчик).
Исследуют свойства соединительных материалов (проволока,
зубочистка, спичка). Знакомятся с «щелевым замком», его
вариантами.
Выбирают материалы и инструменты, по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам.
Конструируют и моделируют изделия из различных материалов
по рисункам, инструкционной или технологической карте.
С помощью учителя анализируют, выстраивают
последовательность практических действий и технологических
операций в зависимости от конструкции и назначения изделия.
https://uchi.ru/
10
Машины на службе у
человека
2
11
Натуральные ткани.
1
19
1
Изготавливают изделия по рисункам, простейшему чертежу,
схеме с соблюдением этапов технологического процесса.
Используют соответствующие способы обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.
Проводят испытания изготовленных конструкций на подвижность
узлов.
Вносят элементарные конструктивные изменения в изделия.
Расширяют представления о мире техники – о машинах
различного назначения: транспортных, перевозящих людей и
грузы на Земле, по воздуху, по воде; строительной, военной,
уборочной, сельскохозяйственной, специальной технике.
Обсуждают их назначение, основные конструктивные
особенности, связанные с назначением, материалы.
Знакомятся с эволюцией машин в рамках из назначения (общее
представление).
С помощью учителя изготавливают простой макет транспортного
средства.
С помощью учителя анализируют устройства и назначения
изделия, выстраивают последовательность практических действий
и технологических операций.
Выбирают материалы по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
С помощью учителя изготавливают простой макет транспортного
средства по рисунку или эскизу, схеме. Используют
соответствующие способы обработки материалов в зависимости
от вида и назначения изделия.
Применяют (при необходимости) для сборки биговку.
Конструируют и моделируют изделия из различных материалов
по схеме, эскизу.
Вносят элементарные конструктивные изменения и дополнения в
изделия.
Расширяют знания о профессиях и труде людей, связанных с
Практическая работа.
https://uchi.ru/
Практичес-
https://uchi.ru/
Основные свойства
натуральных тканей
12
20
Виды ниток. Их
назначение,
использование
1
производством тканей и швейным производством; об истории их
эволюции, культурных традициях.
Знакомятся с основными видами натуральных тканей
(хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные), сырьем, из
которого они изготавливаются, общими принципами ткачества.
Наблюдают строение натуральных тканей, поперечное и
продольное направление нитей (основа, уток). Учатся определять
лицевую и изнаночную стороны хлопчатобумажных тканей.
Знакомятся с трикотажным полотном. Проводят практическое
исследование образцов ткани и трикотажного полотна,
сравнивают их строение, сырье, свойства, делают выводы.
Практически исследуют строение нетканых полотен, знакомятся с
их видами (синтепон, флизелин, ватные диски), сферами
применения.
Выбирают материалы по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
Изготавливают изделия по рисунку или эскизу, схеме.
Изготавливают изделия из различных материалов с соблюдением
этапов технологического процесса. Используют клеевое
соединение деталей из тканых/нетканых материалов с картонной
основой. Используют соответствующие способы обработки
материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Конструируют и моделируют изделия из различных материалов.
Вносят элементарные конструктивные изменения и дополнения в
изделие.
Знакомятся с несколькими видами ниток: швейные, шелковые,
мулине, пряжа.
Расширяют представления об изготовлении шерстяной пряжи с
помощью прялки нашими предками.
Знакомятся с современной технологией производства ниток и
нитей для тканей (общее представление).
Знакомятся с сырьем для производства различного вида ниток –
кая работа.
Практическая работа.
https://uchi.ru/
13
21
Технология
изготовления
швейных изделий.
Лекало. Строчка
косого стежка и ее
варианты
6
1
растительным (лен, хлопок) и животным (шерсть овец, кроликов,
коз), сферами их использования. Обсуждают сферы их
применения.
Наблюдают, сравнивают, исследуют свойства разных видов ниток,
делают выводы.
Выбирают материалы по их декоративно-художественным и
конструктивным свойствам.
С помощью учителя анализируют устройства и назначения
изделия, выстраивают последовательность практических действий
и технологических операций, используют соответствующие
способы обработки материалов в зависимости от вида и
назначения изделия, экономно размечают, обрабатывают с целью
получения деталей, собирают, отделывают изделия, вносят
необходимые дополнения и изменения.
ПрактичесРасширяют представления об отделке изделий вышивками:
вышивки разных народов, виды вышивок, разнообразие мотивов и кая работа.
узоров в национальной одежде разных народов России.
Наблюдают используемые в вышивках цветопередачу,
композицию, орнаменты и другое. Знакомятся и учатся выполнять
строчку косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая,
ёлочка).
Осваивают безузелковый способ закрепления нитки на ткани.
Осваивают способ зашивания разрезов на одежде.
Знакомятся с лекалом и его назначением как приспособлением для
разметки деталей кроя.
С помощью учителя осваивают приемы кроя по лекалу
(прикалывание булавками, обводка, вырезание).
С помощью учителя проводят сравнение с ранее изученными
технологиями, рассуждают, определяют технологическую
последовательность изготовления несложного швейного изделия
(разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
https://uchi.ru/
Делают вывод о сходстве технологических последовательностей
изготовления изделий из разных материалов и сходстве способов
выполнения технологических операций.
Анализ устройства и назначения изделия, выстраивание
последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная
разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей,
сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений.
Изготавливают изделия из различных материалов (ткани, нитки и
другое) с использованием известных и новых строчек, с
соблюдением этапов технологического процесса.
Используют дополнительные материалы (например, пряжа,
бусины и другие). Осваивают приемы пришивания бусины.
14
Информационнокоммуникативные
технологии
Итоговый контроль за год
(проверочная работа)
Общее количество часов по
программе
Реализуется в
рамках
тем
1
34
Практическая
работа.
Выполнение задания
3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технология 2 класс /Лутцева Е.А, Зуева Т.П., издательство « Просвещение».
22
https://uchi.ru/