Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рабочая программа
по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(учебный предмет)
5
(класс)
1 ГОД
(срок реализации)
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.
... . “
“O
v
up»
и:
2021 г
Пояснительная записка
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для
обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС. Основная цель - обогатить процесс
воспитания новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав
национальных традиций, общечеловеческих ценностей и религиозных верований. Основа всех
ценностей - нравственность. Нравственный аргумент является главным в диалоге с детьми.
Цель - формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважения к
ним.
Задачи:
- выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие
цивилизации и на жизнь современного общества;
- развивать представление обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни человека, семьи, общества;
- выработать убеждение в том, что отношение к члену общества определяется не
принадлежность к какому-то этносу, а его нравственным характером поведения, чувством любви к
своей Родине, уважением к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Рабочая программа предназначена для 5-х классов и составлена на основе УМК «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» (программы комплексного учебного курса) и
ориентирован на использование учебника авторского коллектива Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,
А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс (М., «ВентанаГраф», 2019 г.)
Особое значение изучения данного предмета определяется возрастными и познавательными
возможностями детей 11-12 лет, когда наблюдается большой интерес к социальному миру,
общественным событиям; они открыты для общения на различные темы, включая религиозные.
Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства,
ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на
достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более
сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут
читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют
информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде
(текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов
обучения - учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в
иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
- организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной
жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния
разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим
вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
- отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика
учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);
- последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного
содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Планируемые результаты изучения курса
В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования
содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные:
1.Гражданского воспитания:
- формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на
традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих
противостоять идеологии экстремизма, национализма.
2. Патриотического воспитания:
- формирование российской гражданской идентичности;
- формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов
Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического
воспитания детей.
3. Духовно-нравственного воспитания:
- развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
- формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра;
- развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
- содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов.
4.Эстетического воспитания:
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
- приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым
произведениям искусства и литературы;
- популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в
здоровом образе жизни.
6. Трудового воспитания:
- формирование умений и навыков самообслуживания;
- развитие навыков совместной работы;
- умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и
последствия своих действий;
- воспитание уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
7.Экологического воспитания: развитие экологической культуры, бережного отношения к родной
земле, природным богатствам России и мира.
8. Ценности научного познания:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения;
- повышение заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве
мира и общества.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного
типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно
формируются средствами данного предмета. Среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых
средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения
(готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе
религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и
разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ,
обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой
коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных
задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать
мир не только рационально, но и образно.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
- характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
- сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве,
религиозных учениях;
- различать культовые сооружения разных религий;
- формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативн ые:
- рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
- кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта,
милосердие, уважение и др.).
Рефлексивные:
- оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
- анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии
с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные:
- анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в
разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
Предметные:
К концу обучения учащиеся научатся:
• воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
• сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
• проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями.
• участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
• Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
• Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
• Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
• Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических задач.
• Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения
человека.
• Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать
способы саморазвития.
• Работать с историческими источниками и документами.
Воспитательная деятельность учителя во время учебного процесса проходит в соответствии
с модулем «Школьный урок» рабочей программы воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
1. установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
2. побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
3. привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
4. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
5. применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
6. включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
7. организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
8. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Контроль и оценка результатов обучения
По предмету ОДНКНР безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего
учебного года.
По итогам учебного года выставляется «зачет», «незачет».
В условиях безотметочного обучения:
- не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку
(звездочки, самолетики, солнышки, улыбки и пр.), допускается лишь словесная объяснительная
оценка;
- оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его
психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.);
- оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение
сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).
- осуществляется обучение детей самоконтролю: умению сравнивать свою работу с образцом,
находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление
информативной и регулируемой обратной связи с учащимися ориентируется на успех, содействует
становлению и развитию самооценки.
- оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.
Для оперативного контроля освоения обучающимися программы по предмету используются
систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов, ответы на вопросы, отгадывание
кроссвордов по изученным темам, выполнение индивидуально или группой творческих заданий
разного вида, проектных работ, сообщения (оформленное и представленное) по заданной или
выбранной самостоятельно теме.
Контроль осуществляется на материале учебника.
Контрольные работы не проводятся. Домашние задания носят творческий характер и являются
необязательными.
СОДЕРЖАНИЕ учебного курса
РАЗДЕЛ 1. В МИРЕ КУЛЬТУРЫ - 4 ч.
Тема 1-2. Величие многонациональной российской культуры.
Понятие культуры. Неповторимость, уникальность культур народов. Культурные традиции разных
народов России. Многонациональная культура народов России.
Культура народа, рожденная религией.
Тема 3-4. Человек - творец и носитель культуры.
Народ - творец и носитель культуры. Детство, отрочество, юность как этапы освоения культуры.
Поэтапное расширение мира культуры человека. Законы нравственности - часть культуры
общества. Источники нравственности: традиции, обычаи, религии. Совесть как внутренний
источник нравственного поведения человека.
РАЗДЕЛ 2. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА - 1 4 ч.
Тема 5-6. Береги землю родимую, как мать любимую.
Защита Отечества - долг каждого гражданина. Защита Родины в течение времен: священные книги,
былинные богатыри, подвиги воинов. Подвиги героев Великой Отечественной войны - пример
выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов - представителей
разных народов.
Тема 7-8. Жизнь ратными подвигами полна.
Подвиги во имя Родины в истории России. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Надежда
Дурова. Башкирский кавалеристы на войне 1812 года. Рабби Шнеур-Залман. А.И. Покрышкин.
Вклад мусульманских народов в Великую победу.
Тема 9-10. В труде - красота человека.
Трудолюбие как важное нравственное качество человека. Уважение и признание заслуг честного
труженика перед обществом. Благородство
труда в легендах, былинах, произведениях
литературы.
Тема 11. Плод добрых трудов славен.
Труд как ценность в истории религий. Буддизм, ислам, христианство о трудолюбии как
нравственном состоянии человека.
Тема 12-13. Люди труда.
Примеры трудовых подвигов в истории. Харитон Лаптев. Бурятский ученый-востоковед Г.
Цыбиков. К.Э. Циолковский.
Тема 14. Бережное отношение к природе.
Отношение к природе у разных народов. Заповедники как форма охраны природы.
Тема 15-16. Семья- хранитель духовных ценностей.
Семья как первый источник знаний о мире и правилах поведения в нем. Роль семьи в воспитании
человека. Семейные традиции воспитания и народные сказки.
Тема 17. Семья - первый трудовой коллектив.
Трудовое воспитание в семье. Семейные традиции трудового воспитания. Совместный труд как
ценность. Распределение труда в семье.
Тема 18. Семейные ценности в разных религиях мира.
Любовь - главная духовная ценность в семье. Любовь как основа мира и взаимопонимания в семье.
Семейные ценности в исламе, иудаизме, буддизме, христианстве. Родители и дети. Общее и
особенное в семейных отношениях в разных религиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА - 8 ч.
Тема 19. Роль религии в развитии культуры.
Понятие религии. Роль религии в развитии культуры. Христианская вера и образование в Древней
Руси.
Тема 20-21. Культурное наследие христианской Руси.
Православные храмы как выдающиеся памятники культуры. Духовная православная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П.
Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест, Перебор, Перезвон, Трезвон. Особенности
православного календаря.
Тема 22-23. Культура ислама.
Зарождение ислама. Мухаммад. Золотой век исламской культуры (VII-XII вв.). Ислам и развитие
науки. Мусульманская литература и искусство. Мечеть - часть исламской культуры.
Тема 24-25. Иудаизм и культура.
Зарождение иудаизма. История Земли обетованной. Израильское и Иудейское царства. Ветхий
Завет. Тора - Пятикнижье Моисея. Синагога.
Иудейская история в произведениях живописи. Вавилонская башня. Иосиф и его братья. Иосиф в
Египте. Самсон. Давид и Голиаф. Еврейский календарь.
Тема 26. Культурные традиции буддизма.
Буддизм в России. Буддийские священные сооружения. Ступа. Пещерный храм. Пагода. Буддийская
скульптура.
Буддийский монастырь. Искусство танка. Буддийский календарь.
РАЗДЕЛ 4. КАК СОХРАНИТЬ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ - 3 ч.
Тема 27-28. Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституция РФ о свободе вероисповедания. Восстановление памятников духовного наследия.
Развитие движения паломничества. История Храма Христа Спасителя. Государственный музей
заповедник «Царское село».
Тема 29. Хранить память предков.
Хранение памяти предков - забота всех поколений. Благотворительность в истории России.
Богадельни. Попечительства для бедных в России. Савва Мамонтов, братья Третьяковы.
РАЗДЕЛ 5. ТВОЙ ДУХОВНЫЙ МИР - 5 ч.
Тема 30-31. Что составляет твой духовный мир. Образованность и интересы.
Образование и его роль в жизни человека и общества. Чтение - важная часть культуры человека.
Многообразные интересы человека.
Тема 32-33. Твоя культура поведения и нравственные качества.
Современный этикет. Внутренняя и внешняя культура поведения. Нравственные качества человека.
Тема 34. Диалог культур и поколений. Итоговое обобщение.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).
№
Раздел. Тема.
Кол-во
Универсальные учебные действия
Дата Дата Направления воспитательной
п/п
часов Личностные:
план факт
деятельности
Предметные: Метапредметные:
1-2
Величие
многонациональной
культуры России.
2
3-4
Человек - творец и
носитель культуры.
2
5-6
Береги землю
2
Раздел 1. В мире культуры. (4 часа)
выразить
выбрать
анализировать и
мнение о
персоналии и структурировать
важности
составить
информацию из разных
уважительног рассказ об
источников;
о отношения к известных
приводить примеры из
истории
деятелях
прочитанных текстов;
составлять план, следовать
своего народа, российской
страны.
науки и
плану, сверяя с ним свои
культуры;
действия и ориентируясь во
времени;
анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами выводы.
объяснить
приводить примеры из
осознавать
прочитанных текстов;
связь
свою
принадлежнос нравственног выполнять учебный проект;
о поведения и анализировать и
ть к народу,
структурировать
национальнос культуры,
привести
ти, стране.
информацию из разных
источников;
примеры
благородного составлять план, следовать
плану, сверяя с ним свои
поведения из
действия и ориентируясь во
истории,
времени;
личного
опыта.
определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа. (14 часов)
осознавать
перечислить
выделять главную мысль
Рисунок-ассоциация «Моя
страна»
Фотогалерея «Известные
деятели науки и культуры»
Выставка рисунков «Дом, в
родимую, как мать
любимую.
7-8
Жизнь ратными
подвигами полна.
2
свою
принадлежнос
ть к
российскому
народу.
названия не
менее трех
сказок или
былин, имен
их героев.
осознавать
свою
принадлежнос
ть к
российскому
народу,
чувство
уважения к
предкам.
объяснить
связь
нравственног
о поведения и
культуры,
привести
примеры
патриотизма
из истории,
личного
опыта.
9-10
В труде - красота
человека.
2
осознавать и
выражать свое
мнение о
ценности
труда.
приводить
примеры о
роли труда из
разных
источников.
11
Плод добрых трудов
славен.
1
осознавать и
выражать свое
мнение о
ценности
труда.
приводить
примеры о
роли труда из
разных
источников.
литературных, фольклорных
и текстов;
анализировать и
структурировать
информацию из разных
источников (иллюстрации,
тексты, стихотворения).
читать и анализировать
учебный текст;
анализировать и
структурировать
информацию из разных
источников (иллюстрации,
тексты, стихотворения, др.);
выполнять учебный проект;
определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу;
продолжить формирование
навыка публичного
выступления.
анализировать информацию;
- продолжить формирование
способности к
согласованным действиям с
учетом позиции других,
овладевать нормами
общения
читать и анализировать
текст;
продолжить формирование
способности к
согласованным действиям с
учетом позиции других,
овладевать нормами
общения
котором я живу»
Цикл выставок “Города герои: Смоленск, Москва,
Тула»
Международный День
толерантности
Акция «Дерево
толерантности»
День матери в России
Международный день
инвалидов
Круглый стол «Семейные
ценности, традиции,
обязанности»
12-13
Люди труда.
2
осознавать и
выражать свое
мнение о
ценности
труда.
приводить
примеры о
роли труда из
разных
источников.
14
Бережное отношение
к природе.
1
осознавать и
выражать свое
мнение о
ценности
бережного
отношения к
природе.
объяснять
роль
заповедников,
национальны
х парков в
деле охраны
природы
15-16
Семья - хранитель
духовных ценностей
2
осознавать и
выражать свое
мнение о
ценности
семьи.
17
Семья - первый
трудовой коллектив.
1
осознавать и
выражать свое
мнение о
ценности
семьи.
объяснять
роль
семейных
традиций,
необходимост
и уважения
своих
близких.
объяснять
роль
семейных
традиций,
необходимост
и уважения
своих
читать и анализировать
текст;
выполнять учебный проект;
определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу;
анализировать и
структурировать
информацию из разных
источников;
продолжить формирование
навыка публичного
выступления.
читать и анализировать
текст;
продолжить формирование
способности к
согласованным действиям с
учетом позиции других,
овладевать нормами
общения
читать и анализировать
текст;
продолжить формирование
способности к
согласованным действиям с
учетом позиции других,
овладевать нормами
общения
читать и анализировать
текст;
продолжить формирование
способности к
согласованным действиям с
учетом позиции других,
овладевать нормами
18
19
Семейные ценности
в разных религиях
мира.
Роль религии в
развитии культуры.
1
1
близких,
выполнении
семейных
обязанностей.
объяснять
осознавать и
выражать свое роль
мнение о
семейных
ценности
традиций,
семьи в
необходимост
истории
и уважения
своих
разных
близких,
народов.
выполнении
семейных
обязанностей.
Раздел 3. Религия
объяснять
осознавать и
выражать свое роль
мнение о роли христианства
христианства
для развития
для развития
культуры,
культуры
образования,
России и
просвещения;
православных сравнивать
россиян.
нравственные
ценности
разных
народов,
представленн
ые в
фольклоре,
искусстве,
религиозных
учениях;
культовые
сооружения
православия.
общения
читать и анализировать
текст;
продолжить формирование
способности к
согласованным действиям с
учетом позиции других,
овладевать нормами
общения
и культура. (8 часов)
читать и анализировать
текст;
делать выводы; продолжить
формирование умения
объяснять явления
социальной
действительности с научных
(исторических,
философских) позиций.
Цикл бесед «Мировые
религии»
20-21
Культурное наследие 2
христианской Руси.
понимать роль
христианства
для развития
культуры
России;
осознавать и
выражать свое
мнение о роли
церковной
музыки.
объяснять
роль
христианства
для развития
культуры,
образования,
просвещения.
понимать информацию,
получаемую из разных
источников;
делать выводы;
продолжить формирование
умения объяснять явления
социальной
действительности с научных
(исторических,
философских) позиций.
22-23
Культура ислама.
2
понимать роль
ислама для
развития
культуры
России.
перечислить
памятники
культуры
ислама;
сравнивать
нравственные
ценности
разных
народов,
представленн
ые в
фольклоре,
искусстве,
религиозных
учениях;
определять
культовые
сооружения
ислама.
понимать роль перечислить
памятники
иудаизма для
развития
культуры
культуры
иудаизма;
России.
сравнивать
нравственные
ценности
продолжить формирование
умения организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики изученным
объектам;
делать выводы;
продолжить формирование
умения объяснять явления
социальной
действительности с научных
(исторических,
философских) позиций.
24-25
Иудаизм и культура.
2
продолжить формирование
умения организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики изученным
объектам;
делать выводы;
26
Культурные
традиции буддизма.
1
27-28
Забота государства о
сохранение
духовных ценностей.
2
разных
народов,
представленн
ые в
фольклоре,
искусстве,
религиозных
учениях;
определять
культовые
сооружения
иудаизма.
понимать роль перечислить
памятники
буддизма для
развития
культуры
культуры
буддизма.
России.
продолжить формирование
умения объяснять явления
социальной
действительности с научных
(исторических,
философских) позиций.
продолжить формирование
умения организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики изученным
объектам;
делать выводы;
продолжить формирование
умения объяснять явления
социальной
действительности с научных
(исторических,
философских) позиций.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности. (3 часа)
понимать роль обосновать
продолжить формирование
умения организовывать свою
государства
роль
для
государства в познавательную
сохранения и
деятельность, давать
деле
характеристики изученным
поддержки
сохранения
объектам;
духовной
памятников
культуры.
делать выводы;
культуры;
описывать
продолжить формирование
умения объяснять явления
историю
Храма Христа социальной
Спасителя,
действительности с научных
Фотоколлаж «Памятники
культуры»
музеязаповедника
«Царское
Село».
29
Хранить память
предков.
1
30-31
Что составляет твой
духовный мир.
Образованность и
интересы.
2
32-33
Твоя культура
поведения и
нравственные
качества.
2
понимать роль
меценатства
для
сохранения и
поддержки
духовной
культуры.
(исторических,
философских) позиций
обосновать
меценатов в
деле
сохранения
памятников
культуры.
продолжить формирование
умения организовывать свою
познавательную
деятельность, давать
характеристики изученным
объектам;
делать выводы;
продолжить формирование
умения объяснять явления
социальной
действительности с научных
(исторических,
философских) позиций.
Раздел 5.Твой духовный мир. (5 часов)
понимать роль расширять
строить совместную
деятельность в соответствии
образования в кругозор и
личностном
культурный
с учебной задачей и
развитии;
опыт
культурой коллективного
стремиться к
школьника
труда; делать выводы.
уметь
развитию
интеллектуаль воспринимать
ных,
мир не только
нравственных, рационально,
эстетических
но и образно.
потребностей.
понимать роль расширять
строить совместную
культуры
деятельность в соответствии
кругозор и
поведения и
культурный
с учебной задачей и
нравственных опыт
культурой коллективного
труда; делать выводы.
качеств
школьника,
уметь
каждого
Игра «Расскажи о себе»
Митинг, посвященный 9 мая
Участие в акции
«Бессмертный полк»
человека в
обществе.
34
Диалог культур и
поколений. Итоговое
обобщение.
1
сравнивать
нравственные
ценности
разных
народов,
представленн
ые в
фольклоре,
искусстве,
религиозных
учениях;
осознавать и
выражать свое
мнение.
воспринимать
мир не только
рационально,
но и образно.
различать
культовые
сооружения
разных
религий;
анализироват
ь и оценивать
совместную
деятельность
(парную,
групповую
работу)
определять и формулировать
цель своей деятельности,
решаемую проблему,
поставленную задачу;
анализировать и
структурировать
информацию из разных
источников; формировать
навыки публичного
выступления.
Литература
- ФГОС основного общего образования;
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса: авторы Н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И.
Поляков, методическая помощь - https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/umk-liniya-umk-vinogradovoy-odnk-5_predmet-orkse_typerabochaya-programma/
- Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс: авторы Н.В.Виноградова, В.И. Власенко, А.И. Поляков; Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2019 г.
- Методическое пособие «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс: автор Н.В.Виноградова;
Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2018 г.
- Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ п. Надвоицы на 2021-2025 г.