Пояснительная записка
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов составлена в
соответствии с: Федеральным законом об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012 N
273-ФЗ (ред. от 29.07.2017)), требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); авторской программой: Основы безопасности
жизнедеятельности. Программа. 10-11 классы/А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – М.: Просвещение,
2019.
На изучение учебного предмета отводится
10 класс – по 1 часу в неделю, 34 часа в год
11 класс – по 1 часу в неделю, 34 часа в год
Изучение ОБЖ в 10-11 классах направлено на достижение следующих целей:
воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и
государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и
общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и
государства;
развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение
человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения
здорового образа жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств
для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите
Отечества;
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о
государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; об обязанностях граждан по защите государства; формирование
умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных
и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и
проявляются в индивидуальных социально-значимых качествах, которые выражаются, прежде всего,
в готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, инициативе и личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и соблюдению
правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к
жизни в целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширение опыта деятельности на её основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в
родной стране;
формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в
обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении
задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности:
терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
развитие ответственного отношения к ведению здорового об-раза жизни, исключающего
употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих;
формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной
безопасности и безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и
создавать прекрасное в повседневной жизни;
понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в
повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов
возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые
могут произойти во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды);
установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью
оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные
решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание личностного смысла изучения предмета ОБЖ, его значения для безопасной и
продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому
изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные
пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в
общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков
культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологи- ческой и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной
жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории
проживания.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
Основы комплексной безопасности
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов, определяющих правила
и безопасность дорожного движения;
– использовать основные нормативные правовые акты в области безопасности дорожного
движения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области безопасности дорожного движения;
– объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при управлении
двухколесным транспортным средством;
– действовать согласно указанию на дорожных знаках;
– пользоваться официальными источниками для получения информации в области безопасности
дорожного движения;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира
или водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для сохранения жизни и
здоровья (своих и окружающих людей);
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в
опасных и чрезвычайных ситуациях на дороге (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и
водителей транспортных средств);
– комментировать назначение нормативных правовых актов в области охраны окружающей
среды;
– использовать основные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды
для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области охраны окружающей среды;
– распознавать наиболее неблагоприятные территории в районе проживания;
– описывать факторы экориска, объяснять, как снизить последствия их воздействия;
– определять, какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать в зависимости
от поражающего фактора при ухудшении экологической обстановки;
– опознавать организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека,
природопользование и охрану окружающей среды, для обращения в случае необходимости;
– опознавать, для чего применяются и используются экологические знаки;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об экологической
безопасности и охране окружающей среды;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области охраны окружающей среды;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и при
ухудшении экологической обстановки;
– распознавать явные и скрытые опасности в современных молодежных хобби;
– соблюдать правила безопасности в увлечениях, не противоречащих законодательству РФ;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за
противоправные действия и асоциальное поведение во время занятий хобби;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о рекомендациях по
обеспечению безопасности во время современных молодежными хобби;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения во время занятий современными
молодежными хобби;
– применять правила и рекомендации для составления модели личного безопасного поведения
во время занятий современными молодежными хобби;
– распознавать опасности, возникающие в различных ситуациях на транспорте, и действовать
согласно обозначению на знаках безопасности и в соответствии с сигнальной разметкой;
– использовать нормативные правовые акты для определения ответственности за асоциальное
поведение на транспорте;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о правилах и
рекомендациях по обеспечению безопасности на транспорте;
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения на транспорте;
– составлять модель личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в
опасных и чрезвычайных ситуациях на транспорте.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области защиты
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– использовать основные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций для изучения и реализации своих прав и
определения ответственности; оперировать основными понятиями в области защиты населения и
территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций;
– раскрывать составляющие государственной системы, направленной на защиту населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций;
– приводить примеры основных направлений деятельности государственных служб по защите
населения и территорий от опасных и чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение,
защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения;
– приводить примеры потенциальных опасностей природного, техногенного и социального
характера, характерных для региона проживания, и опасностей и чрезвычайных ситуаций,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– объяснять причины их возникновения, характеристики, поражающие факторы, особенности и
последствия;
– использовать средства индивидуальной, коллективной защиты и приборы индивидуального
дозиметрического контроля;
– действовать согласно обозначению на знаках безопасности и плане эвакуации;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– прогнозировать и оценивать свои действия в области обеспечения личной безопасности в
опасных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о защите населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
– составлять модель личного безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации
– Характеризовать особенности экстремизма, терроризма и наркотизма в Российской
Федерации;
– объяснять взаимосвязь экстремизма, терроризма и наркотизма;
– оперировать основными понятиями в области противодействия экстремизму, терроризму и
наркотизму в Российской Федерации;
– раскрывать предназначение общегосударственной системы противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму;
– объяснять основные принципы и направления противодействия экстремистской,
террористической деятельности и наркотизму;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов, составляющих правовую
основу противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– описывать органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации;
– пользоваться официальными сайтами и изданиями органов исполнительной власти,
осуществляющих противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации,
для обеспечения личной безопасности;
– использовать основные нормативные правовые акты в области противодействия экстремизму,
терроризму и наркотизму в Российской Федерации для изучения и реализации своих прав,
определения ответственности;
– распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность;
– распознавать симптомы употребления наркотических средств;
– описывать способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую
деятельность, распространению и употреблению наркотических средств;
– использовать официальные сайты ФСБ России, Министерства юстиции Российской
Федерации для ознакомления с перечнем организаций, запрещенных в Российской Федерации в
связи с экстремистской и террористической деятельностью;
– описывать действия граждан при установлении уровней террористической опасности;
– описывать правила и рекомендации в случае проведения террористической акции;
– составлять модель личного безопасного поведения при установлении уровней
террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области здорового
образа жизни;
– использовать основные нормативные правовые акты в области здорового образа жизни для
изучения и реализации своих прав;
– оперировать основными понятиями в области здорового образа жизни;
– описывать факторы здорового образа жизни;
– объяснять преимущества здорового образа жизни;
– объяснять значение здорового образа жизни для благополучия общества и государства;
– описывать основные факторы и привычки, пагубно влияющие на здоровье человека;
– раскрывать сущность репродуктивного здоровья;
– распознавать факторы, положительно и отрицательно влияющие на репродуктивное здоровье;
– пользоваться официальными источниками для получения информации о здоровье, здоровом
образе жизни, сохранении и укреплении репродуктивного здоровья.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области оказания
первой помощи;
– использовать основные нормативные правовые акты в области оказания первой помощи для
изучения и реализации своих прав, определения ответственности;
– оперировать основными понятиями в области оказания первой помощи;
– отличать первую помощь от медицинской помощи;
– распознавать состояния, при которых оказывается первая помощь, и определять мероприятия
по ее оказанию;
– оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
– вызывать в случае необходимости службы экстренной помощи;
– выполнять переноску (транспортировку) пострадавших различными способами с
использованием подручных средств и средств промышленного изготовления;
– действовать согласно указанию на знаках безопасности медицинского и санитарного
назначения;
– составлять модель личного безопасного поведения при оказании первой помощи
пострадавшему;
– комментировать назначение основных нормативных правовых актов в сфере санитарноэпидемиологическом благополучия населения;
– использовать основные нормативные правовые акты в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения для изучения и реализации своих прав и определения ответственности;
– оперировать понятием «инфекционные болезни» для определения отличия инфекционных
заболеваний от неинфекционных заболеваний и особо опасных инфекционных заболеваний;
– классифицировать основные инфекционные болезни;
– определять меры, направленные на предупреждение возникновения и распространения
инфекционных заболеваний;
– действовать в порядке и по правилам поведения в случае возникновения
эпидемиологического или бактериологического очага.
Основы обороны государства
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области обороны
государства;
– характеризовать состояние и тенденции развития современного мира и России;
– описывать национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты;
– приводить примеры факторов и источников угроз национальной безопасности, оказывающих
негативное влияние на национальные интересы России;
– приводить примеры основных внешних и внутренних опасностей;
– раскрывать основные задачи и приоритеты международного сотрудничества РФ в рамках
реализации национальных интересов и обеспечения безопасности;
– разъяснять основные направления обеспечения национальной безопасности и обороны РФ;
– оперировать основными понятиями в области обороны государства;
– раскрывать основы и организацию обороны РФ;
– раскрывать предназначение и использование ВС РФ в области обороны;
– объяснять направление военной политики РФ в современных условиях;
– описывать предназначение и задачи Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов в мирное и военное время;
– характеризовать историю создания ВС РФ;
– описывать структуру ВС РФ;
– характеризовать виды и рода войск ВС РФ, их предназначение и задачи;
– распознавать символы ВС РФ;
– приводить примеры воинских традиций и ритуалов ВС РФ.
Правовые основы военной службы
– Комментировать назначение основных нормативных правовых актов в области воинской
обязанности граждан и военной службы;
– использовать нормативные правовые акты для изучения и реализации своих прав и
обязанностей до призыва, во время призыва, во время прохождения военной службы, во время
увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
– оперировать основными понятиями в области воинской обязанности граждан и военной
службы;
– раскрывать сущность военной службы и составляющие воинской обязанности гражданина
РФ;
– характеризовать обязательную и добровольную подготовку к военной службе;
– раскрывать организацию воинского учета;
– комментировать назначение Общевоинских уставов ВС РФ;
– использовать Общевоинские уставы ВС РФ при подготовке к прохождению военной службы
по призыву, контракту;
– описывать порядок и сроки прохождения службы по призыву, контракту и альтернативной
гражданской службы;
– объяснять порядок назначения на воинскую должность, присвоения и лишения воинского
звания;
– различать военную форму одежды и знаки различия военнослужащих ВС РФ;
– описывать основание увольнения с военной службы;
– раскрывать предназначение запаса;
– объяснять порядок зачисления и пребывания в запасе;
– раскрывать предназначение мобилизационного резерва;
– объяснять порядок заключения контракта и сроки пребывания в резерве.
Элементы начальной военной подготовки
– Комментировать назначение Строевого устава ВС РФ;
– использовать Строевой устав ВС РФ при обучении элементам строевой подготовки;
– оперировать основными понятиями Строевого устава ВС РФ;
– выполнять строевые приемы и движение без оружия;
– выполнять воинское приветствие без оружия на месте и в движении, выход из строя и
возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него;
– выполнять строевые приемы в составе отделения на месте и в движении;
– приводить примеры команд управления строем с помощью голоса;
– описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
– выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
– описывать порядок хранения автомата;
– различать составляющие патрона;
– снаряжать магазин патронами;
– выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в
повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
– описывать явление выстрела и его практическое значение;
– объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и
убойного действия пули при поражении противника;
– объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
– выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
– объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
– выполнять изготовку к стрельбе;
– производить стрельбу;
– объяснять назначение и боевые свойства гранат;
– различать наступательные и оборонительные гранаты;
– описывать устройство ручных осколочных гранат;
– выполнять приемы и правила снаряжения и метания ручных гранат;
– выполнять меры безопасности при обращении с гранатами;
– объяснять предназначение современного общевойскового боя;
– характеризовать современный общевойсковой бой;
– описывать элементы инженерного оборудования позиции солдата и порядок их оборудования;
– выполнять приемы «К бою», «Встать»;
– объяснять, в каких случаях используются перебежки и переползания;
– выполнять перебежки и переползания (по-пластунски, на получетвереньках, на боку);
– определять стороны горизонта по компасу, солнцу и часам, по Полярной звезде и признакам
местных предметов;
– передвигаться по азимутам;
– описывать назначение, устройство, комплектность, подбор и правила использования
противогаза, респиратора, общевойскового защитного комплекта (ОЗК) и легкого защитного
костюма (Л-1);
– применять средства индивидуальной защиты;
– действовать по сигналам оповещения исходя из тактико-технических характеристик (ТТХ)
средств индивидуальной защиты от оружия массового поражения;
– описывать состав и область применения аптечки индивидуальной;
– раскрывать особенности оказания первой помощи в бою;
– выполнять приемы по выносу раненых с поля боя.
Военно-профессиональная деятельность
– Раскрывать сущность военно-профессиональной деятельности;
– объяснять порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
– оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по
отношению к военно-профессиональной деятельности;
– характеризовать особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных
заведениях;
– использовать официальные сайты для ознакомления с правилами приема в высшие военноучебные заведения ВС РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС
России.
Выпускник получит возможность научиться:
Основы комплексной безопасности
– Объяснять, как экологическая безопасность связана с национальной безопасностью и влияет
на нее .
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций
– Устанавливать и использовать мобильные приложения служб, обеспечивающих защиту
населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, для обеспечения личной безопасности.
Основы обороны государства
– Объяснять основные задачи и направления развития, строительства, оснащения и
модернизации ВС РФ;
– приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и
конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию.
Элементы начальной военной подготовки
– Приводить примеры сигналов управления строем с помощью рук, флажков и фонаря;
– определять назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова;
– выполнять чистку и смазку автомата Калашникова;
– выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова;
– описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе;
– выполнять норматив снаряжения магазина автомата Калашникова патронами;
– описывать работу частей и механизмов гранаты при метании;
– выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного
комплекта (ОЗК).
Военно-профессиональная деятельность
– Выстраивать индивидуальную траекторию обучения с возможностью получения военноучетной специальности и подготовки к поступлению в высшие военно-учебные заведения ВС РФ и
учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России;
– оформлять необходимые документы для поступления в высшие военно-учебные заведения ВС
РФ и учреждения высшего образования МВД России, ФСБ России, МЧС России.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных
видов учебной деятельности.
Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».
Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
№
1
Тема урока
Автономное пребывание человека
в природной среде.
Обеспечение личной безопасности
на дорогах.
Вид и форма учебных занятий
Вводная лекция, которая дает целостное представление
об учебном предмете и ориентирует учащихся на
специфику курса.
2
Обеспечение личной безопасности
на дорогах.
3
Обеспечение личной безопасности
в криминогенных ситуациях
Обзорная лекция, которая представляет собой
систематизацию научных знаний, на основе меж- и
внутри-предметных связей;
Обзорная лекция, которая представляет собой
систематизацию научных знаний, на основе меж- и
внутри-предметных связей;
Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций
№
1
2
№
1.
2.
1.
Тема урока
Чрезвычайные ситуации
природного характера и их
возможные последствия
Рекомендации населению по
обеспечению личной безопасности
в условиях ЧС природного
характера
ЧС техногенного характера и
возможные их последствия
Рекомендации населению по
обеспечению личной безопасности
в условиях ЧС техногенного
характера
Вид и форма учебных занятий
Лекция-консультация, которая проходит по типу
«вопросов — ответов» и заранее запланированной
дискуссии
Лекция-консультация, которая проходит по типу
«вопросов — ответов» и заранее запланированной
дискуссии
Современный комплекс проблем безопасности военного характера
Тема урока
Вид и форма учебных занятий
Военные угрозы национальной
Проблемная лекция- новая информация предлагается
безопасности России и
посредством обсуждения проблемных вопросов;
национальная оборона
Характер современных войн и
вооруженных конфликтов
Проблемная лекция- новая информация предлагается
посредством обсуждения проблемных вопросов
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения в ЧС.
Тема урока
Вид и форма учебных занятий
Нормативно-правовая база РФ в
Лекция-информация, которая предполагает изложение и
области обеспечения безопасности объяснение учащимся научной информации;
2.
населения в ЧС
Единая государственная система
предупреждения и ликвидации ЧС
(РСЧС), ее структура и задачи
Лекция-информация, которая предполагает изложение и
объяснение учащимся научной информации
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства.
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
№
1.
2.
3.
Тема урока
Терроризм и террористическая
деятельность, их цели и
последствия
Факторы. способствующие
вовлечению в террористическую
деятельность. Профилактика их
влияния
Экстремизм и экстремистская
деятельность
Основные принципы и
направления противодействия
террористической и
экстремисткой деятельности
Основные принципы и
направления противодействия
террористической и
экстремисткой деятельности
Роль государства в обеспечении
национальной безопасности РФ
Значение нравственных позиций и
личных качеств в формировании
антитеррористического поведения
Уголовная ответственность за
террористическую деятельность
Ответственность за осуществление
экстремисткой деятельности
Вид и форма учебных занятий
Проблемная лекция- новая информация предлагается
посредством обсуждения проблемных вопросов
Проблемная лекция- новая информация предлагается
посредством обсуждения проблемных вопросов
Проблемная лекция- новая информация предлагается
посредством обсуждения проблемных вопросов
Проблемная лекция- новая информация предлагается
посредством обсуждения проблемных вопросов
Проблемная лекция- новая информация предлагается
посредством обсуждения проблемных вопросов
Проблемная лекция- новая информация предлагается
посредством обсуждения проблемных вопросов
Лекция-консультация, которая проходит по типу
«вопросов — ответов» и заранее запланированной
дискуссии
Лекция-консультация, которая проходит по типу
«вопросов — ответов» и заранее запланированной
дискуссии
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
Тема урока
Вид и форма учебных занятий
Основные инфекционные
Лекция-информация, которая предполагает изложение и
заболевания, их классификация и
объяснение учащимся научной информации;
профилактика
Здоровый образ жизни.( ЗОЖ )
Лекция-информация, которая предполагает изложение и
объяснение учащимся научной информации
Вредные привычки, их влияние на Лекция-конференция, которая проводится как заранее
здоровье. Профилактика вредных
спланированная система докладов учеников;
привычек.
Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства
Раздел 5. Основы обороны государства
Гражданская оборона- составляющая часть обороноспособности страны.
№
1.
Тема урока
Гражданская оборона - составная
часть обороноспособности страны
2.
Оповещение и информирование
населения о ЧС мирного и
военного времени
Организация ГО в
общеобразовательной
организации.
Средства индивидуальной защиты
3.
Вид и форма учебных занятий
Лекция-консультация, которая проходит по типу
«вопросов — ответов» и заранее запланированной
дискуссии
Лекция-консультация, которая проходит по типу
«вопросов — ответов» и заранее запланированной
дискуссии
Лекция-консультация, которая проходит по типу
«вопросов — ответов» и заранее запланированной
дискуссии
Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.
Виды и рода войск ВС РФ. Боевые традиции ВС России
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема урока
История создания Вооруженных
Сил РФ, их функции и основные
задачи. Роль и место ВС РФ в
системе обеспечения
национальной безопасности.
Организационная структура ВС .
Виды ВС, рода войск.
Предназначение
Памяти поколений –дни воинской
славы России
Патриотизм и верность воинскому
долгу – качества защитника
Отечества
Общевоинские уставы РА: Устав
внутренней службы: права и
обязанности военнослужащий;
военная присяга; Боевое Знамя.
Устав гарнизонной и караульной
службы: организация караульной
службы ; обязанности часового.
Дисциплинарный устав:
поощрения и взыскания,
применяемые к солдатам,
матросам, сержантам и
старшинам.
Часовой, его неприкосновенность.
Обязанности часового
8.
Назначение и боевые свойства
автомата Калашникова
9.
Порядок неполной разборки и
сборки АК-74
Вид и форма учебных занятий
Лекция-информация, которая предполагает изложение и
объяснение учащимся научной информации
Лекция-визуализация, которая предполагает
предоставление учащимся наглядного материала с
помощью различных технических средств обучения;
Лекция-визуализация, которая предполагает
предоставление учащимся наглядного материала с
помощью различных технических средств обучения
Лекция-визуализация, которая предполагает
предоставление учащимся наглядного материала с
помощью различных технических средств обучения
Лекция-визуализация, которая предполагает
предоставление учащимся наглядного материала с
помощью различных технических средств обучения
Лекция-визуализация, которая предполагает
предоставление учащимся наглядного материала с
помощью различных технических средств обучения
Лекция-визуализация, которая предполагает
предоставление учащимся наглядного материала с
помощью различных технических средств обучения
Лекция-визуализация, которая предполагает
предоставление учащимся наглядного материала с
помощью различных технических средств обучения
Практиаум
VI. Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием количество часов отводимых на освоение
каждой темы):
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
Автономное пребывание человека в природной среде
Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде
Обеспечение личной безопасности на дорогах
Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
1.2 Личная безопасность в условиях ЧС
Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного
характера
ЧС техногенного характера и возможные их последствия
Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного
характера
Военные угрозы национальной безопасности России и национальная оборона
Характер современных войн и вооруженных конфликтов
Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее структура и
задачи
Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.
Факторы. способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их
влияния
Экстремизм и экстремистская деятельность
Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремисткой
деятельности
Положения Конституции РФ, Концепция противодействия терроризму в РФ, Федеральных
законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремисткой деятельности»
Роль государства в обеспечении национальной безопасности РФ
Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического
Количество
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Основные направления
воспитательной
деятельности
1,2,7,8
Игра по ПДД
Учебная эвакуация
школьников
1,2,4,7.8
Открытый урок по ГО с
отработкой навыков
Командная игра по ГО
Диспут «мы против
терроризма»
1 час
17
поведения
Уголовная ответственность за террористическую деятельность
Ответственность за осуществление экстремисткой деятельности
18
19
20
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика
Здоровый образ жизни.( ЗОЖ )
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
1 час
1 час
1 час
21
Контрольная работа№1:
1.Комплексная безопасность
2.Терроризм и экстремизм
3.Здоровый образ жизни.
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны
1 час
22
23
24
Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени
Организация ГО в общеобразовательной организации.
Средства индивидуальной защиты
25
История создания Вооруженных Сил РФ, их функции и основные задачи. Роль и место ВС РФ в
системе обеспечения национальной безопасности.
Организационная структура ВС . Виды ВС, рода войск. Предназначение.
Памяти поколений –дни воинской славы России
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества
Общевоинские уставы РА: Устав внутренней службы: права и обязанности военнослужащий;
военная присяга; Боевое Знамя.
30 Устав гарнизонной и караульной службы: организация караульной службы ; обязанности
часового.
Дисциплинарный устав: поощрения и взыскания, применяемые к солдатам, матросам,
сержантам и старшинам.
31 Часовой, его неприкосновенность. Обязанности часового.
32. Контрольная работа № 2 : Основы обороны государства
33
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
34 Порядок неполной разборки и сборки АК-74
26
27
28
29
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1,2,3,4,5,
Районная игра « Каждый
парень – воин бравый»
Начальная военная
подготовка
Календарно-тематическое планирование ОБЖ - 11кл
(1час в неделю, всего- 34 часа)
№
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Пожарная безопасность, права и обязанности граждан. Правила личной безопасности
при пожаре.
Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях и на водоемах
Национальный антитеррористический комитет (НАК). Контртеррористическая
операция и условия ее проведения.
Правовой режим контртеррористической операции. Гражданская оборона в
противодействии терроризму
Применение и участие Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом внутри страны
и за ее пределами.
Личная гигиена. Нравственность и здоровый образ жизни (ЗОЖ).
Инфекции передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ инфицировании и СПИДе.
Меры профилактики.
Количест Основны
во часов
е
направле
ния
воспитат
ельной
деятельн
ости
1 час
1,2,3,4,5,6
,7,8,
Учебная
1 час
эвакуация
1 час
школьник
ов
1 час
Дискусси
я
1 час
«Опасен
ли
1 час
СПИД"
8
Контрольная работа №1
Основные правила оказания первой помощи. Первая помощь при острой сердечной
недостаточности и инсульте. Остановке сердца
10 Первая помощь при ранениях. Правила остановки артериального кровотечения
11 Первая помощь при травмах в области таза , при повреждении позвоночника, спины.
12 Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Способы
иммобилизации и переноски пострадавшего.
Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.
13
14 Основные задачи современных ВС. Международная деятельность ВС РФ
15 Боевое знамя воинской части –Символ воинской чести, доблести и славы. Ордена 9
1 час
1 час
1 час
1 час
1,2,3,4,5,6
,7,8.
Практиче
ская
отработка
по ПМП
1 час
1 час
1 час
1,2,3,4,5,6
,7,8,
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
награда за заслуги в бою и военной службе.
Военная форма одежды.
Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета
Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по
воинскому учету.
Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе
Требования к индивидуальным качествам специалистов по сходным воинским
должностям. Подготовка по военно-учетным специальностям.
Организация медицинского освидетельствования
при установке на воинский учет. Профессионально-психологический отбор
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе
Правовые основы военной службы. Военные аспекты международного права
Статус военнослужащего. Общевоинские уставы
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Устав внутренней службы и дисциплинарный устав ВС РФ.
Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб. Строевой устав ВС РФ.
Основные виды и особенности воинской деятельности
Военнослужащий – специалист своего дела. Требования предъявляемые к моральным
и индивидуальным качествам гражданина.
Военнослужащий- патриот. Честь и достоинство военнослужащего ВС РФ.
1 час
1 час
1 час
1 час
Военнослужащий- подчиненный, выполняющий требования воинских уставов,
приказы командиров и начальников. Основные обязанности военнослужащего.
Порядок вручения Боевого знамени воинской части. Порядок приведения к воинской
присяге
Порядок вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового
оружия. Ритуал подъема и спуска государственного флага РФ
1 час
Призыв на военную службу.
Особенности военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Районная
игра
«Каждый
парень –
воин
бравый»