Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рассмотрено педагогическим
советом школы
Протокол № 297
от «31» августа 2023 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:______ /Е.В. Пинаева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 10-11 классов
п. Надвоицы 2023
ПОЯСНИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» (предметная область «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности») – (далее – программа ОБЖ) разработана на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей
программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение
при реализации ООП СОО.
Содержание программы ОБЖ выстроено в логике последовательного
нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и
разумного взаимодействия человека с окружающей средой, преемственности
приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в
области безопасности жизнедеятельности.
Программа ОБЖ обеспечивает реализацию практико-ориентированного
подхода в преподавании ОБЖ, системность и непрерывность приобретения
обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности
жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования;
продолжения освоения содержания материала в логике последовательного
нарастания факторов опасности: опасная ситуация, экстремальная ситуация,
чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных
вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах.
Программа ОБЖ обеспечивает:
формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации
ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
достижение
выпускниками
базового
уровня
культуры
безопасности
жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям
общества в формировании полноценной личности безопасного типа;
взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета ОБЖ на уровнях основного общего и среднего общего
образования;
подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни.
Современный учебный предмет ОБЖ является открытой обучающей
системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения
предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний,
выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений,
формирование компетенций в области безопасности, поддержанных
согласованным изучением других учебных предметов.
Научной базой учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности,
которая имеет междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем
безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных науках.
Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса проблем
безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит обосновать
оптимальную систему обеспечения безопасности личности, общества и
государства, а также актуализировать для выпускников построение адекватной
модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной
жизни.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению
учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в предметную
область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»,
является обязательным для изучения на уровне среднего общего образования.
Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений
распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их,
самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях,
грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход
содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков,
позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий
устойчивого развития общества и государства.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования является достижение выпускниками базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными потребностями
личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения
здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и
развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к
применению необходимых средств и действиям при возникновении
чрезвычайных ситуаций;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и
государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования отводится 68 часов в 10—11 классах. При этом порядок освоения
программы определяется образовательной организацией, которая вправе
самостоятельно определять последовательность тематических линий учебного
предмета ОБЖ и количество часов для их освоения.
Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и
конкретизировано с учётом региональных (географических, социальных,
этнических и др.), а также бытовых и других местных особенностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны
демонстрировать выпускники по завершении обучения в средней школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе
правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, гордости за российские достижения, в готовности к
осмысленному применению принципов и правил безопасного поведения в
повседневной жизни, соблюдению правил экологического поведения, защите
Отечества, бережном отношении к окружающим людям, культурному наследию и
уважительном отношении к традициям многонационального народа Российской
Федерации и к жизни в целом.
Гражданское воспитание:
сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и
способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение
всей жизни;
уважение закона и правопорядка, осознание своих прав, обязанностей и
ответственности в области защиты населения и территории Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций и в других областях, связанных с
безопасностью жизнедеятельности;
сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого развития
личности, общества и государства.
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам; 6 готовность к взаимодействию с
обществом и государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья
населения;
готовность к участию в деятельности государственных социальных
организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения
комплексной безопасности личности, общества и государства.
Патриотическое воспитание:
сформированность российской гражданской идентичности, уважения к
своему народу, памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев
Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые силы Российской
Федерации, прошлое и настоящее многонационального народа России,
российской армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым
традициям Вооружённых сил Российской Федерации, достижениям России в
области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная
убеждённость и готовность к служению и защите Отечества, ответственность
за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к личной безопасности, безопасности других
людей, общества и государства;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
готовность реализовать риск-ориентированное поведение, самостоятельно и
ответственно действовать в различных условиях жизнедеятельности по
снижению риска возникновения опасных ситуаций, перерастания их в
чрезвычайные ситуации, смягчению их последствий;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье,
культуре и традициям народов России, принятие идей волонтёрства и
добровольчества.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности
жизнедеятельности;
понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и
безопасного поведения в повседневной жизни.
Физическое воспитание:
осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к
своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять их в случае
необходимости;
потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных
форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для
развития личности, общества и государства, обеспечения национальной
безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований
безопасности в процессе трудовой деятельности;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая
военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, их роли в обеспечении
безопасности личности, общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
соблюдения экологической грамотности и разумного природопользования;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню
развития общей теории безопасности, современных представлений о
безопасности в технических, естественно-научных, общественных,
гуманитарных областях знаний, современной концепции культуры
безопасности жизнедеятельности;
понимание научно-практических основ учебного предмета ОБЖ, осознание
его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека,
общества и государства;
способность применять научные знания для реализации принципов
безопасного поведения (способность предвидеть, по возможности избегать,
безопасно действовать в опасных, экстремальных и чрезвычайных
ситуациях).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности
личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне
анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в
различных ситуациях;
устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области безопасности
жизнедеятельности, выявлять их закономерности и противоречия;
определять цели действий применительно к заданной (смоделированной)
ситуации, выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно
выделенных критериев в парадигме безопасной жизнедеятельности,
оценивать риски возможных последствий для реализации рискориентированного поведения;
моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности,
общества и государства, анализировать их различные состояния для решения
познавательных задач, переносить приобретённые знания в повседневную
жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области безопасности жизнедеятельности;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том
числе при разработке и защите проектных работ;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые
идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом
установленных (обоснованных) критериев;
раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых
условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их
реализации в реальных ситуациях; 6 использовать знания других предметных
областей для решения учебных задач в области безопасности
жизнедеятельности; переносить приобретённые знания и навыки в
повседневную жизнь.
Работа с информацией:
владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа
различных видов информации из источников разных типов при обеспечении
условий информационной безопасности личности;
создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера
решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их
представления;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите
от опасностей цифровой среды;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
учебном процессе с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности и гигиены. Овладение универсальными коммуникативными
действиями Общение:
осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную жизнь
распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
владеть приёмами безопасного межличностного и группового общения;
безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы в конкретной учебной ситуации;
ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом общих
интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять
план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о
результатах);
оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат
по совместно разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях;
предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической
значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать оптимальный
способ и составлять план их решения в конкретных условиях;
делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его; брать
ответственность за своё решение;
оценивать приобретённый опыт;
расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на основе
личных предпочтений и за счёт привлечения научно-практических знаний
других предметных областей; повышать образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль:
оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при их разрешении; вносить корректировки в свою деятельность;
контролировать соответствие результатов целям;
использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки образовательной
ситуации, выбора оптимального решения;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства, невозможности
контроля всего вокруг;
принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся
активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и
группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и группового
безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны обеспечивать:
сформированность представлений о ценности безопасного поведения для
личности, общества, государства; знание правил безопасного поведения и
способов их применения в собственном поведении;
сформированность представлений о возможных источниках опасности в
различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в
природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными
способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций; знание
порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
сформированность представлений о важности соблюдения правил дорожного
движения всеми участниками движения, правил безопасности на транспорте;
знание правил безопасного поведения на транспорте, умение применять их
на практике; знание о порядке действий в опасных, экстремальных и
чрезвычайных ситуациях на транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение
применять их на практике; знание порядка действий при чрезвычайных
ситуациях природного характера; сформированность представлений об
экологической безопасности, ценности бережного отношения к природе,
разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания
первой помощи при неотложных состояниях; знание мер профилактики
инфекционных и неинфекционных заболеваний, сохранения психического
здоровья;
сформированность представлений о здоровом образе жизни и его роли в
сохранении психического и физического здоровья, негативного отношения к
вредным привычкам; знания о необходимых действиях при чрезвычайных
ситуациях биолого-социального характера;
знания основ безопасного, конструктивного общения; умение различать
опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе криминального
характера; умение предупреждать опасные явления и противодействовать
им; сформированность нетерпимости к проявлениям насилия в социальном
взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой среде
(в том числе криминального характера, опасности вовлечения в
деструктивную деятельность) и противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их на практике для
предупреждения пожаров; знать порядок действий при угрозе пожара и
пожаре в быту, общественных местах, на транспорте, в природной среде;
знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии на
жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма; знание
роли государства в противодействии терроризму; умение различать приёмы
вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность и
противодействовать им; знание порядка действий при объявлении разного
уровня террористической опасности; знание порядка действий при угрозе
совершения террористического акта, при совершении террористического
акта, при проведении контртеррористической операции;
сформированность представлений о роли России в современном мире,
угрозах военного характера, роли вооружённых сил в обеспечении мира;
знание основ обороны государства и воинской службы, прав и обязанностей
гражданской обороны; знание действия при сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание задач и
основных принципов организации Единой системы предупреждения и
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прав и обязанностей
гражданина в этой области;
знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о роли государства, общества и личности в
обеспечении безопасности.
Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их детальным
раскрытием для каждого выделенного модуля (тематической линии) учебного
предмета
ОБЖ. Модуль 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном
обществе»
Объяснять смысл понятия «культура безопасности». Характеризовать значение
культуры безопасности для жизни человека, государства, общества.
Объяснять смысл и соотносить понятия «опасность», «безопасность», «риск»
(угроза), «опасная ситуация», «экстремальная ситуация», «чрезвычайная
ситуация».
Иметь представления об уровнях взаимодействия человека и окружающей среды.
Приводить примеры.
Иметь представление об уровнях решения задачи обеспечения безопасности,
приводить примеры.
Раскрывать смысл понятия «безопасное поведение». Иметь представление о
понятии «виктимное поведение». Приводить примеры.
Знать и применять общие правила безопасного поведения.
Объяснять смысл понятия «риск-ориентированный подход». Приводить примеры
реализации риск-ориентированного подхода на уровне личности, общества,
государства.
Сформировать представление о безопасном поведении как о неотъемлемой части
жизни современного человека и общества.
Модуль 2 «Безопасность в быту»
Классифицировать и характеризовать источники опасности в быту.
Знать общие правила безопасного поведения, владеть ими в бытовых ситуациях.
Иметь представление о защите прав потребителя, в том числе при совершении
покупок в Интернете.
Безопасно действовать в различных бытовых ситуациях. Знать порядок действий
при возникновении опасных ситуаций в быту.
Знать порядок оказания первой помощи при ушибах, переломах, кровотечениях.
Знать правила вызова экстренных служб, порядок взаимодействия с экстренными
службами.
Знать правила обращения с электрическими и газовыми приборами.
Иметь представления о возможных последствиях электротравмы. Знать порядок
проведения сердечно-легочной реанимации.
Иметь представления о современных системах извещения и пожаротушения в
жилых помещениях.
Соблюдать правила пожарной безопасности в быту. Знать порядок действий при
угрозе или возникновении пожара.
Знать порядок оказания первой помощи при химических и термических ожогах.
Иметь представление о нормативах прибытия пожарных в городах и сельской
местности, правилах действий пожарных расчётов.
Характеризовать права, обязанности и ответственность граждан в области
пожарной безопасности.
Соблюдать правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд;
лифт; мусоропровод; придомовая территория; детская площадка; площадка для
выгула собак и др.).
Распознавать ситуации криминального характера. Знать меры профилактики и
порядок действий в ситуациях криминального характера.
Знать правила поведения при коммунальной аварии, порядок вызова аварийных
служб и взаимодействия с ними.
Модуль 3 «Безопасность на транспорте»
Характеризовать опасности на различных видах транспорта. 6 Соблюдать правила
дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя
велосипеда и иных средств передвижения. Уметь учитывать разные условия
(движение по обочине; движение в тёмное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности).
Приводить примеры взаимосвязи безопасности водителя и пассажира.
Иметь представления о знаниях и навыках, необходимых водителю автомобиля.
Знать порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного
характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством участников).
Безопасно вести себя в метро. Знать порядок действий при возникновении
опасности (в том числе при угрозе возникновения пожара, совершения
террористического акта, действий криминального характера).
Безопасно вести себя на железнодорожном транспорте. Знать порядок действий
при возникновении опасности (в том числе при угрозе возникновения пожара,
совершения террористического акта, действий криминального характера).
Безопасно вести себя на водном транспорте. Знать порядок действий при
возникновении опасности (в том числе при угрозе возникновения пожара,
совершения террористического акта, действий криминального характера).
Безопасно вести себя на авиационном транспорте. Знать порядок действий при
возникновении опасности (в том числе при угрозе возникновения пожара,
совершения террористического акта, действий криминального характера).
Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»
Характеризовать источники опасности в общественных местах.
Характеризовать источники опасности, связанные с действиями человека
(возникновение толпы, давки; проявление агрессии; криминальные ситуации;
случаи, когда потерялся человек).
Соблюдать правила безопасного поведения в общественных местах.
Знать порядок действий при попадании в толпу, давку.
Соблюдать правила поведения при проявлении агрессии.
Знать порядок действий при криминальной опасности.
Знать порядок действий в случаях, когда потерялся человек.
Знать порядок действий при угрозе или возникновении пожара в различных
общественных местах (лечебных, образовательных, культурных учреждениях).
Знать порядок действий при угрозе обрушения зданий или отдельных конструкций.
Знать порядок действий при угрозе совершения террористического акта.
Модуль 5 «Безопасность в природной среде»
Характеризовать основные источники опасности в природной среде.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения на природе (в лесу; в горах; на
водоёмах).
Иметь представление о способах ориентирования на местности, традиционных и
современных средствах навигации.
Знать порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде.
Знать способы подачи сигнала о помощи.
Иметь представление о возможностях выживания в автономных условиях
(способах сооружения убежища; получении воды и пищи; защиты от перегрева и
переохлаждения; правилах поведения при встрече с дикими животными).
Знать приёмы оказания первой помощи при перегреве, переохлаждении,
отморожении.
Знать общие правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного
характера.
Знать о причинах возникновения природных пожаров.
Характеризовать роль человека в возникновении и предупреждении природных
пожаров. Приводить примеры.
Иметь представление о мероприятиях по борьбе с природными пожарами,
возможных последствиях и способах их смягчения.
Иметь представление о возможностях прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий и последствиях чрезвычайных ситуаций геологического
характера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях геологического характера.
Иметь представление о возможностях прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий и последствиях чрезвычайных ситуаций гидрологического
характера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях гидрологического характера.
Иметь представление о возможностях прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий и последствиях чрезвычайных ситуаций
метеорологического характера. Приводить примеры.
Знать порядок действий при чрезвычайных ситуациях метеорологического
характера.
Объяснять смысл понятия «экология». Характеризовать влияние деятельности
человека на экологию.
Сформировать бережное отношение к природе.
Разумно пользоваться природными богатствами.
Модуль 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»
Объяснять смысл понятий «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ
жизни», «лечение», «профилактика».
Знать факторы, влияющие на здоровье человека и составляющие здорового образа
жизни.
Иметь представления об инфекционных заболеваниях, механизмах их
распространения и способах передачи. Знать меры профилактики и защиты от
инфекционных заболеваний.
Объяснять смысл понятия «вакцинация». Иметь представление о механизме
действия вакцины.
Иметь представление о национальном календаре профилактических прививок.
Перечислять заболевания, вакцины от которых включены в национальный
календарь. Приводить примеры этих заболеваний и их возможных последствий.
Раскрывать значение изобретения вакцины для жизни людей. Приводить примеры
заболеваний, которые: побеждены при помощи вакцинации; не побеждены; от
которых вакцины пока не созданы.
Классифицировать чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.
Приводить примеры.
Иметь представления о самых распространённых неинфекционных заболеваниях.
Характеризовать факторы риска для возникновения сердечно-сосудистых,
онкологических, эндокринных заболеваний, заболеваний дыхательной системы.
Раскрывать роль образа жизни в профилактике неинфекционных заболеваний.
Раскрывать роль диспансеризации для профилактики неинфекционных
заболеваний
Знать признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт, сердечный приступ, острая боль в животе,
эпилепсия и др.).
Объяснять смысл понятий «психическое здоровье» и «психологическое
благополучие». Знать критерии психического здоровья и психологического
благополучия и факторы, влияющие на них.
Иметь представление о важности раннего выявления психических расстройств,
роли инклюзивной среды.
Сформировать доброжелательное отношение к людям с особенностями
психического развития.
Характеризовать влияние хронического стресса, психотравмирующей ситуации,
злоупотребления алкоголем и употребления наркотических средств на психическое
здоровье и психологическое благополучие человека.
Сформировать негативное отношение к употреблению алкоголя и наркотиков.
Знать и применять способы сохранения психического здоровья.
Знать критерии, когда необходима помощь специалиста.
Характеризовать и соотносить понятия «первая помощь» и «скорая медицинская
помощь».
Знать состояния, при которых оказывается первая помощь, мероприятия первой
помощи, алгоритм первой помощи.
Владеть приёмами оказания первой помощи при неотложных состояниях. Знать
порядок действий в сложных случаях оказания первой помощи (травмы глаза;
«сложные» кровотечения; первая помощь с использованием подручных средств;
первая помощь при нескольких травмах одновременно).
Модуль 7 «Безопасность в социуме»
Объяснять смысл понятий «общение», «социальная группа», «большая группа»,
«малая группа».
Знать принципы и показатели эффективного межличностного общения и общения
в группе.
Соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми
людьми и в различных группах (в школьном классе; в коллективе кружка, секции;
в спортивной команде).
Приводить примеры межличностного, группового и межгруппового конфликтов.
Приводить примеры способов избегания и разрешения конфликтных ситуаций.
Характеризовать опасные проявления конфликтов. Знать способы разрешения
межличностных конфликтов, способы противодействия буллингу и проявлению
насилия.
Сформировать негативное отношение к опасным проявлениям конфликтов.
Уметь распознавать манипуляцию. Отличать просьбы, аргументированное
воздействие от манипулятивного, иных форм деструктивного воздействия. Знать
различные манипулятивные приёмы. Иметь представление о современных формах
манипуляций, в том числе с применением цифровых технологий или с
использованием деструктивных психологических технологий.
Уметь распознавать манипулятивные компоненты в мошеннических
криминалистических схемах.
Знать и владеть основами противодействия манипуляциям, организации
пространства для «здорового» общения внутри различных групп и коллективов.
Уметь отличать конструктивные способы психологического воздействия от
деструктивных форм.
Иметь представление о механизмах психологического влияния в больших группах.
Характеризовать способы воздействия на человека в большой группе (заражение;
внушение; подражание).
Модуль 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Характеризовать смысл понятий «цифровая среда», «цифровой след».
Раскрывать сущность и приводить примеры положительного и отрицательного
влияния цифровой среды на жизнь человека.
Знать признаки, осознавать опасность цифровой зависимости.
Характеризовать основные риски цифровой среды.
Иметь представление об основных правах человека в цифровой среде.
Знать и соблюдать правила безопасного поведения в цифровой среде.
Знать основные виды вредоносного программного обеспечения, принципы работы.
Характеризовать признаки мошенничества в цифровой среде.
Знать и применять правила безопасного использования электронных устройств и
программного обеспечения, правила защиты от мошенников.
Характеризовать основные поведенческие риски в цифровой среде.
Осознавать опасность сетевой травли. Знать правила противостояния травле в
цифровой среде и профилактические меры.
Характеризовать признаки деструктивных сообществ и деструктивного контента в
цифровой среде. Знать признаки вовлечения в деструктивные сообщества. Знать
правила профилактики и противодействия вовлечению в деструктивные
сообщества.
Знать и соблюдать правила безопасной коммуникации в цифровой среде.
Объяснять смысл понятия «достоверность информации». Знать критерии проверки
достоверности информации.
Объяснять смысл понятия «информационный пузырь». Знать основные признаки
манипуляции сознанием и пропаганды.
Объяснять смысл понятия «фейк». Иметь представление о целях создания и
распространения фейков в цифровой среде, их основных видах.
Знать правила и основные инструменты распознавания фейковых текстов и
изображений.
Иметь представления об основах правового регулирования, основных
правонарушениях в сети Интернет. Знать методы защиты прав в цифровом
пространстве.
Модуль 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Объяснять смысл понятий «терроризм» и «экстремизм», их взаимосвязь.
Приводить примеры экстремистской и террористической деятельности.
Характеризовать влияние экстремизма и терроризма на жизнь государства и
общества.
Сформировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма и терроризма.
Распознавать признаки вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность, знать способы противодействия.
Знать порядок действий при объявлении различных уровней террористической
направленности.
Уметь действовать при угрозе (обнаружении бесхозных вещей, подозрительных
предметов) или совершении террористического акта (нападении террористов и
попытке захвата заложников; попадании в заложники; огневом налёте; наезде
транспортного средства; подрыве взрывного устройства), проведении
контртеррористической операции.
Объяснять цели, задачи, принципы противодействия экстремизму.
Объяснять цели, задачи, принципы противодействия терроризму. Знать структуру
общегосударственной системы противодействия терроризму.
Модуль 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении
безопасности жизни и здоровья населения»
Знать роль обороны страны для мирного социально-экономического развития
Российской Федерации.
Характеризовать роль Вооружённых сил Российской Федерации в обороне страны,
борьбе с международным терроризмом. Приводить примеры.
Иметь представление о современном облике Вооружённых сил Российской
Федерации.
Объяснять смысл понятий «воинская обязанность» и «военная служба».
Иметь начальные знания в области обороны, основ военной службы.
Характеризовать роль гражданской обороны в обеспечении национальной
безопасности. Знать права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны.
Иметь представления о классификации чрезвычайных ситуаций.
Характеризовать принципы организации Единой системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Иметь представление о задачах РСЧС. Приводить примеры.
Знать права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Иметь представление о правовой основе обеспечения национальной безопасности.
Знать принципы обеспечения национальной безопасности.
Характеризовать роль реализации национальных приоритетов в обеспечении
безопасности.
Объяснять роль личности, общества, государства в реализации национальных
приоритетов, приводить примеры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
МОДУЛЬ 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека, общества,
государства.
Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза).
Соотношение понятий «опасная ситуация», «экстремальная ситуация»,
«чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия человека и
окружающей среды.
Общие принципы (правила) безопасного поведения.
Индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень решения
задачи обеспечения безопасности.
Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение».
Влияние действий и поступков человека на его безопасность и благополучие.
Действия, позволяющие предвидеть опасность.
Действия, позволяющие избежать опасности.
Действия в экстремальной и опасной ситуации.
Риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности.
Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности, общества,
государства.
МОДУЛЬ 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила безопасного
поведения.
Защита прав потребителя. Правила безопасного поведения при осуществлении
покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок действий
в экстренных случаях.
Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в ситуациях,
связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия, использование
различных инструментов, стремянок, лестниц и др.). Первая помощь при ушибах,
переломах, кровотечениях.
Основные правила безопасного поведения при обращении с газовыми и
электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок проведения
сердечно-легочной реанимации.
Основные правила пожарной безопасности в быту. Термические и химические
ожоги. Первая помощь при ожогах.
Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд; лифт;
мусоропровод; придомовая территория; детская площадка; площадка для выгула
собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению преступлений.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила безопасного
поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова аварийных служб и
взаимодействия с ними. Действия в экстренных случаях.
МОДУЛЬ 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»
История появления правил дорожного движения и причины их изменчивости.
Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на транспорте.
Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине; движение в
тёмное время суток; движение с использованием средств индивидуальной
мобильности).
Взаимосвязь безопасности водителя и пассажира. Правила безопасного поведения
при поездке в легковом автомобиле, автобусе. Ответственность водителя.
Ответственность пассажира.
Представления о знаниях и навыках, необходимых водителю.
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного характера
(при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при
опасности возгорания; с большим количеством участников).
Основные источники опасности в метро. Правила безопасного поведения. Порядок
действий при возникновении опасности, экстремальной или чрезвычайной
ситуации.
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на водном транспорте. Правила безопасного
поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или
чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на авиационном транспорте. Правила безопасного
поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной или
чрезвычайной ситуации.
МОДУЛЬ 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»
Общественные места и их классификация. Основные источники опасности в
общественных местах закрытого и открытого типа. Общие правила безопасного
поведения.
Опасности в общественных местах социально-психологического характера
(возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные ситуации;
случаи, когда потерялся человек).
Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы, давки.
Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Особенности поведения
при попадании в агрессивную и паническую толпу.
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии.
Криминальные ситуации в общественных местах. Правила безопасного поведения.
Порядок действия при попадании в опасную ситуацию.
Порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок; взрослый;
пожилой человек; человек с ментальными расстройствами). Порядок действий в
ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека.
Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных общественных
местах, на объектах с массовым пребыванием людей (лечебные, образовательные,
культурные, торгово-развлекательные учреждения).
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и отдельных
конструкций.
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях совершения
террористического акта.
МОДУЛЬ 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»
Отдых на природе. Источники опасности в природной среде.
Основные правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах.
Общие правила безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в
водном походе. Особенности обеспечения безопасности в горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные средства
навигации (компас, GPS).
Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде.
Источники опасности в автономных условиях. Сооружение убежища; получение
воды и питания; способы защиты от перегрева и переохлаждения в разных
природных условиях. Первая помощь при перегревании, переохлаждении и
отморожении.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие правила поведения в
чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть; избежать опасности;
действовать: прекратить или минимизировать воздействие опасных факторов;
дождаться помощи).
Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения. Правила
безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей и
окружающей среды.
Чрезвычайные ситуации геологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций геологического характера.
Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций гидрологического характера.
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила безопасного
поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций метеорологического характера.
Влияние деятельности человека на природную среду. Причины и источники
загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса. Чрезвычайные ситуации
экологического характера. Возможности прогнозирования, предупреждения,
смягчения последствий. Экологическая грамотность и разумное
природопользование.
МОДУЛЬ 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ
МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни», «лечение»,
«профилактика».
Биологические, социально-экономические, экологические (геофизические),
психологические факторы, влияющие на здоровье человека.
Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая активность,
психологическое благополучие.
Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм
распространения и способы передачи инфекционных заболеваний. Чрезвычайные
ситуации биолого-социального характера. Меры профилактики и защиты. Роль
вакцинации. Национальный календарь профилактических прививок. Вакцинация
по эпидемиологическим показаниям. Значение изобретения вакцины для
человечества.
Неинфекционные заболевания. Самые распространённые неинфекционные
заболевания. Факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.
Факторы риска возникновения онкологических заболеваний. Факторы риска
возникновения заболеваний дыхательной системы. Факторы риска возникновения
эндокринных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний.
Роль диспансеризации в профилактике неинфекционных заболеваний.
Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова скорой
медицинской помощи (инсульт; сердечный приступ; острая боль в животе;
эпилепсия и др.).
Психическое здоровье и психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и психологического благополучия. Основные
факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья (раннее
выявление психических расстройств; минимизация влияния хронического стресса:
оптимизация условий жизни, работы, учебы; профилактика злоупотребления
алкоголя и употребления наркотических средств; помощь людям, перенесшим
психотравмирующую ситуацию).
Меры, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья.
Первая помощь. История возникновения скорой медицинской помощи и первой
помощи.
Состояния, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия первой
помощи. Алгоритм первой помощи. Оказание первой помощи в сложных случаях
(травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с использованием
подручных средств; первая помощь при нескольких травмах одновременно).
Действия при прибытии скорой медицинской помощи.
МОДУЛЬ 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»
Определение понятия «общение». Особенности общения людей. Принципы и
показатели эффективного общения.
Общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа», «малая
группа».
Межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие). Особенности общения в группе. Психологические
характеристики группы и особенности взаимодействия в группе.
Групповые нормы и ценности. Коллектив как социальная группа.
Психологические закономерности в группе.
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в межличностном
общении; конфликты в малой группе.
Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта. Способы
поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение. Конструктивное
поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при разрешении конфликта, виды
эмоциональной регуляции. Способы разрешения конфликтных ситуаций.
Основные формы участия третьей стороны в процессе урегулирования и
разрешения конфликта. Ведение переговоров при разрешении конфликта.
Опасные проявления конфликтов. Конфликт, буллинг, насилие. Понятие
«виктимность». Способы противодействия буллингу и проявлению насилия.
Способы психологического воздействия.
Психологическое влияние в малой группе. Положительные и отрицательные
стороны конформизма.
Эмпатия и уважение к партёру (партёрам) по общению как основа коммуникации.
Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и сопротивление
влиянию.
Манипуляция в общении. Цели, технологии и способы противодействия.
Манипулятивное воздействие в группе. Манипулятивные приемы. Манипуляция и
мошенничество.
Деструктивные псевдопсихологические технологии.
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на человека в
большой группе (заражение; внушение; подражание).
МОДУЛЬ 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ»
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на жизнь
человека. Приватность, персональные данные.
«Цифровая зависимость», её признаки и последствия.
Опасности и риски цифровой среды, их источники.
Понятие прав человека в цифровой среде, их защита.
Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Вредоносное программное обеспечение. Виды вредоносного программного
обеспечения, его цели, принципы работы. Правила защиты от вредоносного
программного обеспечения.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, фишинг, правила защиты
от мошенников.
Правила безопасного использования устройств и программ.
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины.
Опасные персоны, имитация близких социальных отношений. Неосмотрительное
поведение и коммуникация в Сети как угроза для будущей жизни и карьеры.
Травля в Сети, методы защиты от травли.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде, их
признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка,
манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика и
противодействие вовлечению в деструктивные сообщества.
Правила коммуникации в цифровой среде.
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации. Проверка
на достоверность.
«Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы. Понятие «фейк», цели и
виды, распространение фейков.
Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений.
Ответственность за действия в сети Интернет. Запрещённый контент. Защита прав
в цифровом пространстве.
МОДУЛЬ 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И
ТЕРРОРИЗМУ»
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества. Понятия
«экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты проявления экстремизма,
возможные последствия. Преступления террористической направленности, их
цель, причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую деятельность:
способы и признаки. Предупреждение и противодействие вовлечению в
экстремистскую и террористическую деятельность.
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической угрозы.
Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении
террористического акта, проведении контртеррористической операции.
Противодействие экстремизму и терроризму в Российской Федерации. Цели,
задачи, принципы.
МОДУЛЬ 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»
Россия в современном мире. Оборона страны как обязательное условие мирного
социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечение её
военной безопасности. Роль Вооружённых сил Российской Федерации и других
войск, воинских формирований и органов, повышения мобилизационной
готовности Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Современная армия. Воинская обязанность и военная служба. Подготовка к
службе в армии.
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской
обороны.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам и причинам возникновения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (РСЧС). Территориальный и функциональный принцип организации
РСЧС. Её задачи и примеры их решения. Права и обязанности граждан в области
защиты от чрезвычайных ситуаций.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности.
Принципы обеспечения национальной безопасности.
Реализация национальных приоритетов как условие обеспечения национальной
безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.
Взаимодействие личности, государства и общества в реализации национальных
приоритетов.
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания 10 класс
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Раздел 1.
Безопасность и
защита человека в
опасных и ЧС
Основные и ЧС и
правила безопасного
поведения
Правила поведения в
условиях
вынужденного
автономного
существования
2
Правила поведения в
ситуациях
криминогенного
характера
3
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних
4
Правила поведения в
Количество часов
все
го
13
к
р
р
к
Воспитательный
компонент
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
ЭОР
воспитание
уважения закона и
правопорядка,
осознание своих
прав, обязанностей
и ответственности в
области защиты
населения и
территории
Российской
Федерации от
чрезвычайных
ситуаций и в других
областях, связанных
с безопасностью
жизнедеятельности;
воспитание российской
гражданской
идентичности,
уважения к своему
народу, памяти
защитников Родины и
боевым подвигам
Героев Отечества,
гордости за свою
Родину и Вооружённые
Знать об основных опасных
ситуациях, возникающих в
повседневной жизни, и правилах
поведения в них. Уметь называть
способы ориентирования на
местности
Устный опрос
https://resh.ed
u.ru/subject/le
sson/5820/star
t/10224/
Знать правила поведения в
криминогенных ситуациях. Уметь:
объяснить элементарные способы
самозащиты, применяемые в
конкретной ситуации
криминогенного характера;
Устный опрос
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/5472/
start/148431/
Знать об уголовной
ответственности
несовершеннолетних и видах
наказаний, назначаемых
несовершеннолетним. Уметь
использовать полученные знания в
повседневной жизни
Устный опрос
Тестирование
Тестовое
6
https://resh.e
условиях
чрезвычайных
ситуаций
природного,
техногенного и
социального
характера
5
6
7
силы Российской
Федерации, прошлое и
настоящее
многонационального
народа России,
российской армии и
флота;
Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций, ее
структура и задачи
Законы и другие
нормативноправовые акты РФ по
обеспечению
безопасности
Гражданская
оборона-состовная
часть
обороноспособности
страны
Гражданская
оборона, основные
понятия и
определения, задачи
гражданской
обороны
1
Знать потенциальные опасности
природного, техногенного и
социального происхождения,
характерные для региона
проживания; правила
безопасного поведения в
условиях чрезвычайных
ситуаций. Уметь использовать
приобретенные знания для
развития в себе качеств,
Знать предназначение, структуру и
задачи РСЧС.
Уметь использовать полученные
знания для обращения в случае
необходимости в службы
экстренной помощи
задание
du.ru/subject
/lesson/4814/
start/103508/
Устный опрос
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/5823/
start/103634/
Знать основные задачи
государственных служб по защите
населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного
характера.
Уметь использовать
полученные знания для
обращения в случае
необходимости в службы
экстренной помощи
Устный опрос
Знать о предназначении
гражданской обороны, её
структуре и задачах.
Уметь использовать полученные
знания и умения для обеспечения
личной безопасности
Устный опрос
7
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/5474/
start/120278/
8
Основные виды оружия.
И их поражающие
факторы
Иметь представление о
современных средствах поражения
и их поражающих факторах.
Уметь предвидеть потенциальные
опасности и правильно
действовать в случае их
наступления
Письменный
опрос
9
Оповещение и
информирование
населения об
опасностях,
возникающих в
чрезвычайных
ситуациях военного и
мирного времени.
Организация
инженерной защиты
Знать способы оповещения
населения в чрезвычайных
ситуациях.
Уметь действовать в
чрезвычайных ситуациях
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
11
Средства
индивидуальной
защиты
12
Организация
проведения
аварийноспасательных работ в
зоне чрезвычайных
ситуаций
Знать виды защитных
сооружений, правила поведения
в защитных сооружениях.
Уметь:– действовать в
чрезвычайных ситуациях; –
использовать средства
коллективной защиты.
Практические занятия по группам.
Знать основные средства
индивидуальной защиты
органов дыхания и кожи,
медицинские средства защиты
и профилактики. Уметь владеть
навыками пользования
средствами индивидуальной
защиты
Знать об организации проведения
аварийно-спасательных работ в
зонах ЧС.
Уметь использовать полученные
знания и умения для обеспечения
личной безопасности
13
Организация
гражданской
Знать об организации ГО в
общеобразовательном
10
Практические
занятия по группам.
Устный опрос
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/5826/
start/148494/
обороны в
образовательном
учреждении.
14
Раздел 2.
Основы
медицинских
знаний и здорового
образа жизни
Основы медицинских
знаний и
профилактика
инфекционных
заболеваний
Сохранение и
укрепление здоровья
– важная часть
подготовки юноши
допризывного
возраста к военной
службе и трудовой
деятельности
15
Инфекционные
заболевания, их
классификация
16
Основные
инфекционные
заболевания, их
профилактика
учреждении; правила поведения
учащихся при получении сигнала о
ЧС. Уметь действовать согласно
установленному порядку по
сигналу «Внимание всем!»
владение основами
медицинских знаний:
владение приёмами
оказания первой
помощи при
неотложных
состояниях; знание мер
профилактики
инфекционных и
неинфекционных
заболеваний,
сохранения
психического здоровья:
воспитание
представлений о
здоровом образе жизни
и его роли в
сохранении
психического и
физического здоровья,
негативного отношения
к вредным привычкам;
знания о необходимых
действиях при
чрезвычайных
ситуациях биологосоциального характера
9
3
Работа по группам
Знать основные определения
понятия «здоровье» и факторы,
влияющие на него, о способах и
средствах сохранения здоровья,
важности профилактических
мероприятий для здорового
иммунитета.
Практическая
работа
Знать об основные принципах
классификации инфекционных
заболеваний. Уметь использовать
приобретенные знания и умения в
повседневной жизни для
соблюдения мер профилактики
инфекционных заболеваний
Устный опрос
Устный опрос
1
Знать об основные принципах
профилактики инфекционных
заболеваний.
Уметь использовать
приобретенные знания и умения в
повседневной жизни для
соблюдения мер профилактики
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/5824/
start/98883/
инфекционных заболеваний
17
Основы здорового
образа жизни
Здоровый образ
жизни. Факторы,
влияющие на
здоровье
6
воспитание
представлений о
здоровом образе жизни
и его роли в
сохранении
психического и
физического здоровья,
негативного отношения
к вредным привычкам;
знания о необходимых
действиях при
чрезвычайных
ситуациях биологосоциального характера
Знать основное определение
понятия «здоровый образ жизни»,
о факторах, влияющих на
здоровье. Уметь использовать
приобретенные знания в
повседневной жизни для ведения
здорового образа жизни
Устный опрос
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/4817/
start/104475/
Знать основные составляющие
здорового образа жизни и их
влияние на безопасность
жизнедеятельности личности.
Уметь использовать
приобретенные знания в
повседневной жизни для ведения
здорового образа жизни
Письменный
опрос
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/4817/
start/104475/
18
Основные
составляющие
здорового образа
жизни
19
Биологические
ритмы
Знать основные составляющие
здорового образа жизни. Уметь
использовать приобретенные
знания в повседневной жизни для
ведения здорового образа жизни
Устный опрос
20
Влияние
биологических
ритмов на
работоспособность
человека
Практическая
работа
21
Значение
двигательной
активности и
Решение ситуациооных задач по
группам.
Знать основные составляющие
здорового образа жизни и их
влияние на безопасность
жизнедеятельности личности.
Уметь использовать
приобретенные знания в
повседневной жизни для
ведения здорового образа
жизни
Знать о факторах,
способствующих укреплению
здоровья. Уметь использовать
Устный опрос
22
23
закаливания
организма для
здоровья человека
приобретенные знания в
повседневной жизни для ведения
здорового образа жизни
Вредные привычки,
их влияние на
здоровье
Знать о вредных привычках–
факторах, разрушающих здоровье.
Уметь использовать
приобретенные знания в
повседневной жизни для
ведения здорового образа
жизни
Устный опрос
Иметь представление об истории
создания Вооруженных Сил
России. Владеть навыками
осуществления осознанного
самоопределения по отношению к
военной службе.
Краткая
самостоятельная
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/5825/
start/148463/
Иметь представление об истории
создания Вооруженных Сил
России. Владеть навыками
осуществления осознанного
самоопределения по отношению к
военной службе.
Устный опрос
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/4818/
start/104701/
Иметь представление об
организационной структуре ВС
РФ. Владеть навыками
осуществления осознанного
самоопределения по отношению к
военной службе.
Устный опрос
Знать состав и предназначение ВС
РФ. Владеть навыками оценки
уровня своей подготовленности к
Устный опрос
Раздел 3.
Основы военной
службы
Вооруженные силы
РФ- защитники
нашего отечества
История создания
Вооруженных Сил
России.
Воороруженные
силы Р.К.
24
История создания
Вооруженных Сил
России. История
вооруженных сил
Р.К.
25
Организационная
структура
Вооруженных Сил
России
26
Виды Вооруженных
Сил, рода войск.
История их создания
12
6
1
1
воспитание
уважительного
отношение к
государственным и
военным символам,
историческому и
природному
наследию, дням
воинской славы,
боевым традициям
Вооружённых сил
Российской
Федерации,
достижениям
России в области
обеспечения
безопасности жизни
и здоровья людей
https://resh.e
du.ru/subject
/lesson/3988/
и предназначение
военной службе.
27
Функции и основные
задачи современных
Вооруженных Сил
России,
Тестовое
задание
28
Другие войска, их
состав и
предназначение
Тестирование
Знать функции и основные задачи
современных Вооруженных Сил.
Иметь представление об
управлении Вооруженными
Силами; о реформе
Вооруженных Сил.
Знать состав и предназначение ВС
РФ. Уметь оценивать уровень
своей подготовленности к военной
службе
Знать о требованиях воинской
деятельности, предъявляемых к
моральным, индивидуальнопсихологическим и
профессиональным качествам
гражданина. Уметь использовать
приобретенные знания для
развития в себе качеств,
необходимых для военной
службы.
Письменный
опрос
Тестирование.
Знать о днях воинской славы и о
формах увековечения памяти.
Уметь:– отстаивать свою
гражданскую позицию,
формировать свои
мировоззренческие взгляды;
Тестовое
задание
29
30
Тема Боевые
традиции
Вооруженных сил
России
Патриотизм и
верность воинскому
долгу – качества
защитника Отечества
Памяти поколений –
дни воинской славы
России.
Воинская память
Карелии
start/104732/
Устный опрос
6
воспитание российской
гражданской
идентичности,
уважения к своему
народу, памяти
защитников Родины и
боевым подвигам
Героев Отечества,
гордости за свою
Родину и Вооружённые
силы Российской
Федерации, прошлое и
настоящее
многонационального
народа России,
российской армии и
флота
1
31
Дружба, войсковое
товарищество –
основа боевой
готовности частей и
подразделений
32
Боевое Знамя
воинской части –
символ воинской
чести, доблести и
славы
33
Ордена – почетные
награды за воинские
отличия и заслуги в
бою и военной
службе
34
Итоговое
тестирование
ВСЕГО часов
1
1
Работа в группах
Иметь представление о дружбе и
войсковом товариществе как
основе боевой готовности частей и
подразделений. Уметь
использовать приобретенные
знания для развития в себе
духовных и физических качеств,
Практическая
работа
Просмотр видеофильма о
вручении боевого знамени
воинской части и обсудить по
группам.
Уметь осуществлять
осознанное самоопределение по
отношению к военной службе.
Тестирование
Иметь представление об основных
государственных наградах.
Уметь отстаивать свою
гражданскую позицию,
формировать свои
мировоззренческие взгляды
Демонстрировать знания по
предмету ОБЖ
Устное
обсуждение
Тестовые
задания
34
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания 11 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Раздел 1.
Основы воинской
службы
Воинская
Количество часов
всег
о
18
10
к
р
р
к
Воспитательный
компонент
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
ЭОР
1
обязанность
Основные понятия
о воинской
обязанности
воспитание российской
гражданской
идентичности, уважения
к своему народу, памяти
защитников Родины и
боевым подвигам Героев
Отечества, гордости за
свою Родину и
Вооружённые силы
Российской Федерации,
прошлое и настоящее
многонационального
народа России,
российской армии и
Тестирование по теме ПМП. Устный опрос
Знать об обязанностях граждан
по защите государства; о
воинской обязанности.
Уметь использовать
полученные знания для
осознанного
самоопределения по
отношению к военной
службе
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5553/st
art/99359/
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5552/st
art/287823
/
флота;
2
Организация
воинского учета и
его предназначение
3
Первоначальная
постановка
граждан на
воинский учет
4
Обязательная
Информация ребят ставших на
воинский учет.
Знать
об
организации
воинского
учета,
об
обязанностях
граждан
по
воинскому учету.
Уметь использовать
полученные знания для
осуществления осознанного
самоопределения по
отношению к военной
службе
Тестирование
Знать
первоначальной
постановке
граждан
на
воинский учет.
Уметь использовать
полученные знания для
осуществления осознанного
самоопределения по
отношению к военной
службе
Знать
о
содержании
Устный опрос
Тестовое
задание
Устный опрос
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5834/st
art/303872
/
подготовка
граждан к военной
службе
5
Основные
требования к
индивидуальнопсихологическим
профессиональным
качествам
молодежи
6
Добровольная
подготовка
граждан к военной
службе
7
Организация
медицинского
освидетельствован
ия и медицинского
обследования
граждан при
обязательной
подготовки
граждан к военной службе.
Уметь
использовать
приобретенные знания для
развития в себе качеств,
необходимых
для
военной
службы
1
Анализ
анкеты.
Знать Устный опрос
требования, предъявляемые к
моральным,
индивидуальнопсихологическим
профессиональным качествам
гражданина.
Уметь
использовать
приобретенные знания для
развития в себе качеств,
необходимых
для
военной
службы
Допризывники имеют право на
занятия военно-прикладными
видами спорта.
Знать об
основных
направлениях
добровольной
подготовки
граждан к военной службе.
Уметь использовать
приобретенные знания для
развития в себе духовных и
физических качеств,
необходимых для военной
службы
Тестирование.
Знать об
организации
медицинского
освидетельствования
при
первоначальной постановке на
воинский учёт.
Уметь использовать
Краткая
устный
вопрос
Тестовые
задания
установке на
воинский учет
8
Категории
годности к военной
службе
9
Организация
профессиональнопсихологического
отбора граждан
10
Увольнение с
военной службы и
пребывание в
запасе
11
Особенности
военной службы
Правовые основы
военной службы
полученные знания при
первоначальной постановке
на воинский учет
Знать
о
категориях
годности к военной службе.
Уметь использовать
полученные знания при
первоначальной постановке
на воинский учет
Знать
об
организации
профессиональнопсихологического
отбора
граждан при первоначальной
постановке их на воинский
учет.
Уметь использовать
полученные знания при
первоначальной постановке
на воинский учет
Анализ порядка увольнения
Знать об основах военной
службы.
Иметь
представление
об
основных
правах
и
обязанностях
во
время
пребывания в запасе.
Уметь использовать
полученные знания для
осознанного
самоопределения по
отношению к военной
службе
Устный опрос
Устный опрос
Письменный
опрос
8
воспитание
уважительного
отношение к
государственным и
изучение
положения Устный опрос
законодательства Российской
Федерации
об
обороне
государства
и
воинской
12
Общевоинские
уставы
Вооружённых силзаконов воинской
жизни
13
Военная присягаклятва воина на
верность Родине,
России
14
Призыв на военную
службу, время и
организация
призыва
военным символам,
историческому и
природному
наследию, дням
воинской славы,
боевым традициям
Вооружённых сил
Российской
Федерации,
достижениям России
в области
обеспечения
безопасности жизни и
здоровья людей
обязанности, военной службе
граждан.
Уметь
использовать
полученные
знания
для
осознанного самоопределения
по отношению к военной
службе
анализ
предназначении
общевоинских
уставов
Вооружённых Сил.
Назвать нормативно-правовые
акты, регламентирующих жизнь
и быт военнослужащих.
Уметь использовать
приобретённые знания для
осуществления осознанного
самоопределения по
отношению к военной
службе, развития в себе
качеств, необходимых для
военной службы
Просмотр видеофильма о
принятии военной присяги в
воинской части
Уметь
использовать приобретённые
знания для развития в себе
духовных и физических
качеств, необходимых для
военной службы
Знать о призыве на военную
службу, времени и организации
призыва,
о
порядке
освобождения
граждан
от
военной
службы
и
предоставлении отсрочек.
Уметь
использовать
полученные
знания
при
Практическая
работа
Устный опрос
Устный опрос
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5554/st
art/104538
/
постановке на воинский учет.
15
Прохождение
военной службы по
призыву.
Прохождение
военной службы по
призыву в Карелии.
16
Прохождения
военной службы по
контракту
17
Права и
ответственность
военнослужащих
1
1
изучаем общие, должных и Устный опрос
специальных
обязанностях
военнослужащих;
порядок
прохождения военной службы
по призыву; воинские звания
военнослужащих Вооружённых
сил Российской Федерации.
Владеть
навыками
осуществления
осознанного
самоопределения
по
отношению к военной службе
Тестирование по всем темам Тестовые
Знать
основные
условия задания
прохождения военной службы
по
контракту;
требования,
предъявляемые к гражданам,
поступающим
на
военную
службу по контракту; сроки
военной службы по контракту;
Уметь
использовать
приобретённые знания для
развития в себе качеств,
необходимых
для
военной
службы.
Знать права и обязанности Устный опрос
военнослужащих;
виды
ответственности,
установленной
для
военнослужащих, о значении
воинской дисциплины и видах
дисциплинарных
взысканий,
налагаемых
на солдат
и
матросов;
об
уголовной
ответственности
за
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4985/st
art/99422/
преступление против военной
службы.
18
19
20
Альтернативная
гражданская
служба.
Альтернативная
гражданская
служба в Карелии
Раздел 2.
Военнопатриотическое
воспитание
Боевые традиции
Вооруженных сил
РФ
Военнослужащийпатриот, с честью и
достоинством
несут звание
защитника
Отечества
Военнослужащийспециалист, в
совершенстве
владеющий
оружием и военной
техникой. Военные
специалисты
Тестирование.
Знать Тестирование
особенности
прохождения
альтернативной
гражданской
службы.
Владеть навыками оценки
своей подготовленности
к
военной службе
1
5
5
1
воспитание
уважительного
отношение к
государственным и
военным символам,
историческому и
природному
наследию, дням
воинской славы,
боевым традициям
Вооружённых сил
Российской
Федерации,
достижениям России
в области
обеспечения
безопасности жизни и
здоровья людей
анализ
основных качеств Краткая
военнослужащего.
самостоятель
Владеть навыками оценки ная работа
уровня своей подготовленности
и осуществления осознанного
самоопределения
по
отношению к военной службе.
Уметь
использовать
приобретенные знания для
развития в себе качеств,
необходимых
для
военной
службы
анализ
основных качеств Устный опрос
военнослужащего.
Уметь
использовать
приобретенные знания для
развития в себе качеств,
необходимых
для
военной
службы
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5836/st
art/114116
/
21
22
23
Карелии.
Требования
воинской
деятельности,
предъявляемые к
моральным,
индивидуально –
психологическим и
профессиональным
качествам
гражданина
анализ
основных видов Устный опрос
военно-профессиональной
деятельности человека и их
особенностях
в различных
видах Вооружённых сил и
родах войск; о требованиях,
предъявляемой
военной
службой к уровню подготовки
призывника.
Уметь оценивать уровень
своей подготовленности
Военнослужащийподчиненный,
строго
соблюдающий
Конституцию и
законы Российской
Федерации,
выполняющий
требования
воинских уставов,
приказы
командиров и
начальников
Как стать
офицером
Российской армии?
Раздел 3.
Основы
медицинских знаний
и здорового образа
Изучить и Знать о принципе Устный опрос
единоначалия в Вооружённых
силах
РФ;
требования,
предъявляемые
военной
службой к уровню подготовки
призывника.
Уметь
использовать
приобретенные знания для
развития в себе духовных и
физических
качеств,
необходимых
для
военной
службы
Знать об основных видах Самостоятель
военных
образовательных ная работа
учреждениях
профессионального
образования; правила приема в
военные
образовательные
учреждения.
12
жизни
24
Основы
медицинских
знаний
Правила личной
гигиены
25
Нравственность и
здоровье.
Формирование
правильного
взаимоотношения
полов
26
Болезни
передаваемые
половым путем.
Меры
профилактики
6
владение основами
медицинских знаний:
владение приёмами
оказания первой помощи
при неотложных
состояниях; знание мер
профилактики
инфекционных и
неинфекционных
заболеваний, сохранения
психического здоровья:
воспитание
представлений о
здоровом образе жизни и
его роли в сохранении
психического и
физического здоровья,
негативного отношения к
вредным привычкам;
знания о необходимых
действиях при
чрезвычайных ситуациях
биолого-социального
характера
Характеризуют
основные Устный опрос
правила
личной
гигиены,
которые необходимо соблюдать
Знать
об
основных
составляющих здорового образа
жизни и их влияние на
безопасность
жизнедеятельности личности.
Уметь
использовать
приобретённые
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной
жизни для ведения здорового
образа жизни
Знать факторы, оказывающие Устный опрос
влияние
на
гармонию
совместной жизни.
Уметь
использовать
приобретённые знания для
самовоспитания
качеств,
необходимых для создания
прочной семьи
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5832/st
art/151877
/
Тестирование.
Знать об Тестовое
основах личной гигиены; об задание
уголовной ответственности за
заражение БППП.
Уметь
использовать
приобретённые знания
для
ведения
здорового
образа
жизни
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5551/st
art/303777
/
27
СПИД
Анализируют
профилактику Лабораторная
заражения ИППП.
работа
Знать о путях заражения ВИЧинфекции.
Уметь
использовать
приобретённые знания
для
ведения
здорового
образа
жизни
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5833/st
art/148589
/
28
Профилактика
СПИДа
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5833/st
art/148589
/
29
Семья в
современном
обществе.
Законодательство о
семье
Просмотр и обсуждение видео Устный опрос
фильм.
Знать
о
профилактике
СПИДа; об ответственности за
заражение ВИЧ- инфекцией.
Уметь использовать
приобретённые знания для
ведения здорового образа
жизни
Анализируют
взаимосвязь Практическая
семьи и ЗОЖ личности и работа
общества.
Знать
об
основах
законодательства РФ о семье.
Уметь
использовать
приобретённые знания для
самовоспитания
качеств,
необходимых для создания
прочной семьи
Отрабатывают в паре правила Практическая
оказания первой медицинской работа
помощи
при
сердечной
недостаточности и инсульте.
Владеть навыками первой
медицинской
помощи
при
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4983/st
art/303841
/
30
Оказание первой
медицинской
помощи
Первая
медицинская
помощь при острой
сердечной
недостаточности и
инсульте
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5550/st
art/303809
/
6
1
острой
сердечной
недостаточности и инсульте
31
Первая
медицинская
помощь при
ранениях
32
Первая
медицинская
помощь при
травмах
33
Первая
медицинская
помощь при
остановке сердца
34
Итоговый
контрольный тест
ВСЕГО часов
Работают
в
парах.
Практически
оказывают
ПМП.изучают виды ран и
правила
оказания
первой
медицинской
помощи
при
ранении, правила наложения
жгута и давящей повязки.
Владеть навыками
оказания первой
медицинской помощи при
кровотечениях
Практическая
работа
оказание ПМП при травмах
Знать правила оказания первой
медицинской
помощи
при
травмах.
Владеть навыками оказания
первой медицинской помощи
при травмах, растяжениях
Практическая
работа
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/4984/st
art/109565
/
Практическая
работа
https://res
h.edu.ru/s
ubject/less
on/5835/st
art/120309
/
Практическая работа. Оказание Практическая
ПМП при остановке сердца. работа
Знать о возможных причинах
клинической смерти и ее
признаках;
о
приёмах
проведения
искусственной
вентиляции легких и непрямого
массажа сердца.
Владеть
навыками
проведения
искусственной
вентиляции легких и непрямого
массажа сердца
Демонстрировать знания по
предмету ОБЖ
34