Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рабочая программа
по
технологии
(учебный предмет)
5-8
(классы)
4 года
(срок реализации)
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.
«Утверждаю»
Директор шролы:
Е.В. Пшкюва
2021 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по направлению «Технология» составлена для учащихся 5-8 классов на
основе
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и
имеющих государственную аккредитацию;
- основной образовательной программы муниципального бюджетного образовательного
учреждения Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы;
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего
образования является формирование трудовой и технологической культуры учащегося, системы
технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств
его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование
гуманистически ориентированного мировоззрения.
Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета « Технология»
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирования целостного представления техносфере, сущности технологической культуры и
культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования
материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий
промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях
создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений,
процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения
материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка
технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования
информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в
современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и
дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания
объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической,
технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам
для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам
естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических
процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов
экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических
задач;
овладение элементами
научной
организации труда,
формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом
характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с
учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
1
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности
операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов,
ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил
безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в
соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и
показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление
допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости
продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся
ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание
ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других
участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их
востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической
подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях
начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении
работ;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы вы
полненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и
элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление
внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений составляющих основу коммуникативной компетентности:
действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и
техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и
способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или
проекта, эффективное
сотрудничество
и способствование эффективной
кооперации;
интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со
сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для
оппонентов образом;
2
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности
движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом
технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
5 класс.
Раздел «Технологии обработки конструкционных материалов» (50 ч.)
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч.)
Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её
строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды
древесных материалов, свойства, области применения.
Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая
документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямо
угольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки
древесины и древесных материалов.
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс,
технологическая карта.
Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных
инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.
Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание,
сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки
древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.
Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея.
Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.
Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных
материалов.
Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Организация рабочего места для столярных работ.
Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.
Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и
разметочных инструментов.
Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при
пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка
изделий.
Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и
технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов
(саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной
работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка
рабочего места.
Тема 2. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов(22 ч.)
Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные
металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла.
Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.
3
Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения
искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая
безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.
Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение.
Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и
искусственных материалов, их назначение и способы применения.
Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение
ПК для разработки графической документации.
Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными
инструментами. Технологические карты.
Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка,
резание, гибка, зачистка, сверление. Особенности выполнения работ. Основные сведения об
имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки
заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.
Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными
инструментами.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные
инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.
Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.
Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами
тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.
Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.
Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством
слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.
Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла,
проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.
Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления
для правки.
Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков
работы с инструментами для слесарной разметки.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с
инструментами и приспособлениями для гибки.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение
электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.
Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов
по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль
качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.
Тема 3. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов(2 ч.)
Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды
соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и
механизмов.
Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на
сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила
4
безопасного труда при работе на сверлильном станке.
Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов
по эскизам, чертежам и технологическим картам.
Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами,
машинами, соединениями, деталями.
Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и
инструментами для работы на станке.
Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно
измерительных инструментов при сверлильных работах.
Тема 4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов(6 ч.)
Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и
народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и
художественного оформления изделия.
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком.
Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места.
Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для
выжигания. Организация рабочего места. П риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.
Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и
искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому
изделию.
Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их
декоративного оформления.
Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам.
Отделка и презентация изделий.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства»(6 ч.)
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними(4 ч.)
Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений
в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назна
чение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.
Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой
мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой,
кухонной мебелью.
Экологические аспекты применения современных химических средств и препаратов в быту.
Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за
обувью.
Профессии в сфере обслуживания и сервиса.
Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды,
чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий на мебели. Удаление пятен с одежды и
обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Тема 2. Эстетика и экология жилища(2 ч.)
Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические,
эргономические.
Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания
температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом
потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении.
Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.
Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения
5
бытовых приборов.
Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»(14 ч.)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта.
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование
требований к выбранному изделию.
Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети
Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их
решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка
сборки, вариантов отделки).
Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов
для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.
Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.
Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и
презентации проекта.
Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск
необходимой информации использованием сети Интернет.
Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия.
Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для
изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов.
Презентация проекта.
Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода
и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для
цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря,
домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик
для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов,
раздаточные материалы для учебных занятий и др.
Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы
обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, под
ставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь
квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны,
наглядные пособия и др.
6 класс.
1. Вводный урок (2).
Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи
изучения предмета «Технология. Индустриальная технология». Содержание предмета.
Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего
распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической
частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения
предмета «Технология. Индустриальная технология » в 6 классе. Знакомство с библиотечкой
кабинета, электронными средствами обучения.
Раздел 1 «Технологии обработки конструкционных материалов» (48)
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. (22.)
Т еорети чески е сведени я. З аго то в к а д р евеси н ы , п о р о к и д р евеси н ы . О тх о д ы
д р е в е с и н ы и и х р ац и о н ал ь н о е и сп ол ьзо ван и е. П р о ф есси и , св язан н ы е с п р о и зв о д ств о м
д р евеси н ы , д р е в е с н ы х м атер и ал о в и во сстан о в л ен и ем л есн ы х м ассивов.
С в о й с т в а д р е в е с и н ы : ф и з и ч е с к и е (п л о т н о с т ь , в л а ж н о с т ь ), м е х а н и ч е с к и е
6
(тв ё р д о с ть , п р о ч н о с т ь , у п р у го с ть ). С у ш к а д р е в е с и н ы : е с т е с т в е н н а я , и с к у с с т в е н н а я .
О бщ ие
сведения
о
сборочны х
ч ер те ж а х .
Г раф ическое
изображ ен ие
с о ед и н ен и й н а ч ер теж ах . С п е ц и ф и к ац и я с о ст а в н ы х ч астей и здели я. П р ави л а
ч тен и я сб о р о чн ы х чертеж ей.
Т ехн ологи ческая карта и её н азначение. И спользован ие п ерсон ального ко м п ью тер а
(П К ) д л я п одготовки граф и ч еской докум ентац и и.
С оеди н ен и е брусков из древесин ы : вн аклад ку, с п о м о щ ью ш кантов. И зго то в л ен и е
ц и л и н д р и ч е ск и х и к о н и ч е ск и х д е т а л е й р у ч н ы м и н стр у м ен то м . К о н тр о ль к ач ества
изделий.
И зготовл ен и е д етал ей и и здел и й по тех н и ч еск и м р и сун кам , эски зам , ч ер теж ам и
тех н о л о ги ч еск и м картам .
О тд е л к а д е тал е й и и зд ел и й о к р аш и в ан и ем . В ы яв л е н и е д е ф е к то в в д е тал и
(и зд ел и и ) и и х у стр ан ен и е,
П р ави л а безоп асн ого тр у д а п р и р аб о те р у ч н ы м и сто л яр н ы м и и нструм ентам и.
Л аб о р ато р п о -п р ак ти ч еск и е
и
практические
работы ,
Р асп озн аван и е
п р и р о д н ы х п о р о к о в д р е в е с и н ы в м а т е р и а л а х и заготовках.
И ссл ед о ван и е п л о тн о с ти д р евеси н ы .
Ч те н и е сб о р о ч н о го ч ер теж а. О п р ед е л ен и е п о с л е д о в а т е л ь н о с т и с б о р к и и зд ел и я
п о те х н о л о ги ч е ск о й д о ку м ен тац и и .
Р а з р а б о т к а т е х н о л о г и ч е с к о й к а р т ы и з г о т о в л е н и я д е т а л и из д р евеси н ы .
И зготовл ен и е и здели я из д р евеси н ы с со ед и н ен и ем брусков внакладку.
И зготовление деталей, и м ею щ и х ц или н дрическую и коническую форму.
С б о р ка и здели я по тех н о л о ги ч еск о й д о ку м ен тац и и .
О краш и ван и е и зд ел и й из д р евеси н ы к р аск ам и и эм алям и.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов. (.)
Т е о р е ти ч е ск и е
свед ен и я.
Токарны й
станок для
о б р а б о тк и д р евеси н ы :
у с т р о й с т в о , н азн ач ен и е. О р га н и за ц и я р а б о т н а то к ар н о м станке. О снастка и
и нструм ен ты для работы н а токарном стан ке. Т ех н о л о ги я то к а р н о й о б р а б о тк и
д р е в е с и н ы . К о н т р о л ь качества деталей.
Г р аф и ч еск ая и те х н о л о ги ч еск ая д о к у м е н т ац и я д л я д е тал е й из древесины ,
и зготовл яем ы х н а токарн ом станке. К о м п ью тер и зац и я п р о ек ти р о в ан и я и зд ел и й из
д р е в е с и н ы и д р евесн ы х м атериалов.
И зготовл ен и е д етал ей и и зд ел и й н а то к ар н о м станке по те х н и ч е ск и м р и су н к а м ,
эс к и за м , ч е р т е ж а м и т е х н о л о г и ч е с к и м картам.
П р о ф есси и , связан н ы е с п р о и зв о д ств о м и о б р аб о тк о й д р е в е с и н ы и д р евесн ы х
м атериалов.
правила безопасного труда при работе на токарном станке.
Л а б о р а т о р н о п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о т ы . И зу чен и е у с тр о й ств а
то к ар н о го стан ка д л я о б р аб о тки д р евеси н ы . О р ган и зац и я р а б о ч е го м е с та для
в ы п о л н е н и я то к а р н ы х р а б о т с древесиной. С облю дение правил безопасного труд а при
р аб оте н а то к ар н о м станке. У б о р к а р аб о чего места.
Т очени е заго то во к н а токарн о м станке для об раб отки д ревесин ы . Ш л и ф о в к а и
зач и стк а го то в ы х деталей .
Т о ч е н и е д е т а л е й (ц и л и н д р и ч е с к о й и к о н и ч е с к о й ф о р м ы ) н а то к ар н о м станке
д л я о бработки древесин ы . П ри м ен ен и е к о н тр о л ьн о -и зм ер и тел ьн ы х и н стр у м ен то в п р и
в ы п о л н ен и и т о к ар н ы х работ.
Тема 3. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6)
Т е о р е ти ч е с к и е
с в ед ен и я.
Т радиционны е
виды
д е к о р а т и в н о -п р и к л а д н о г о
т в о р ч е с т в а и н а р о д н ы х п р о м ы сл о в п р и р а б о те с д р евеси н о й . И сто р и я х у д о ж е ств е н н о й
о б р аб о тк и д р евеси н ы .
Резьба по дереву: оборудование и инструменты . В иды резьбы п о д е р е в у Т ехн ологи и
в ы п ол н ен и я аж урной , геом етри ческой , р ел ь еф н о й и ск у л ь п ту р н о й р езьб ы по дереву.
7
О сн о вн ы е ср ед ств а х у д о ж еств ен н о й в ы р ази тел ьн о сти в р а зл и ч н ы х техн ологи ях.
Э сте ти ч е ск и е и эр го н о м и ч е ск и е тр е б о в ан и я к и зд ели ю .
П р ави л а безоп асн ого тр у д а п р и в ы п о л н ен и и х у д о ж еств ен н о -п р и к л ад н ы х р а б о т с
древесин ой .
П роф есси и , связан н ы е с ху д о ж еств ен н о й об р аб о тк о й древесины .
Л аб о р ато р п о -п р ак ти ч еск и е и п р ак ти ч еск и е работы . Р азр аб о тк а и зд ел и я с
у ч ё т о м н а з н а ч е н и я и э с т е т и ч е с к и х свойств. В ы б о р м а те р и а л о в и за го т о в о к для
р е зь б ы по д ер ев у ; О сво ен и е п р и ё м о в в ы п о л н е н и я о с н о в н ы х о п ер а ц и й р у ч н ы м и
инструм ентам и. Х удож ествен ная резьба по дереву по вы б ран н ой тех н о ло ги и .
И зготовление изделий, содерж ащ их худож ественную резьбу, по эски зам и чертеж ам .
О тд ел ка и п р езен тац и я изделий. С облю д ен и е п р ав и л б езо п асн о го труда.
Тема 4. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных
материалов. (20.)
Т ео р ети чески е сведени я. М етал л ы и их сплавы , область п ри м ен ен и я.
С в о й с т в а ч ё р н ы х и ц в е т н ы х м е т а л л о в . С в о й с т в а и с к у с с т в е н н ы х м атер и ал о в .
С о р т о в о й п р о к ат, п р о ф и л и с о р то в о го п р о к ата.
Ч е р т е ж и д е т а л е й и з с о р т о в о го п р о к а та . П р и м е н е н и е к о м п ь ю т е р а д л я
р а з р а б о т к и гр а ф и ч е с к о й д о к у м е н т а ц и и . Ч т е н и е с б о р о ч н ы х ч е р т е ж е й .
К о н т р о л ь н о -и зм ер и те л ьн ы е
и н стр у м ен ты .
У стр о й ств о
ш т ан ге н ц и р к у л я .
И зм е р е н и е р а зм е р о в д е т а л е й с п о м о щ ь ю ш тан ген ц и р к у л я.
Т е х н о л о ги и и зг о т о в л е н и я и зд е л и й и з с о р т о в о го п р о к ата .
Т ехн ологи чески е оп ерац ии обработки м еталлов р уч н ы м и инструм ентам и:
р е з а н и е , р у б к а , о п и л и в а н и е , о тд е л к а ; и н с т р у м е н т ы и п р и с п о с о б л е н и я д л я д а н н ы х
о п е р а ц и й . О с о б е н н о с т и р е за н и я с л е с а р н о й н о ж о в к о й , р у б к и м е т а л л а зу б и л о м ,
о п и л и в а н и я за г о т о в о к н а п и л ь н и к а м и .
С п о с о б ы д е к о р а т и в н о й и л а к о к р а с о ч н о й за щ и т ы и о т д е л к и п о в ер х н о с тей
и зд ел и й и з м е та л л о в и и ск у с с тв ен н ы х м атер и ал о в . П роф есси и , связан н ы е с р у ч н о й
об р аботкой м еталлов, м е х а н о с б о р о ч н ы м и и р е м о н т н ы м и р а б о та м и , о тд е л к о й
п о в е р х н о с т е й д етал ей , к о н тр о л ем го то в ы х и здели й.
Э л е м е н ты м а ш и н о в ед е н и я . С о с т а в н ы е ч а с т и м а ш и н . В и д ы м е х а н и ч е с к и х
п е р е д а ч . П о н я т и е о п ер ед ато ч н о м о тн о ш ен и и . С о ед и н ен и я деталей .
С оврем ен н ы е руч н ы е техн оло ги ч ески е м аш и н ы и м ех ан и зм ы д л я вы п олн ен и я
слесарн ы х работ.
Л а б о р а т о р н о -п р а к т и ч е с к и е и п р а к т и ч е с к и е р а б о ты . Распознавание видов
металлов и сплавов, искусственны х материалов. О знакомление со свойствам и м еталлов и
сплавов.
О зн ак о м л ен и е с в и д ам и со р то в о го проката.
Ч те н и е ч е р т е ж е й о тд е л ь н ы х д е т а л е й и с б о р о ч н ы х ч е р те ж е й . В ы п о л н ен и е
ч ер те ж е й д е тал е й из с о р то в о го п роката.
И зучен и е устрой ства ш тангенциркуля. И зм ерен и е разм еров д етал ей с п ом ощ ью
ш тан ген ц и р к у л я.
Р а зр а б о т к а т е х н о л о г и ч е с к о й к а р т ы и зго т о в л е н и я и зд е л и я из с о р то в о го п р о ката.
Р езан и е м е тал л а и п л астм ассы с л есар н о й н о ж о вко й . Р у б к а м еталл а в ти ск ах и н а
плите.
О п и л и в ан и е за го т о в о к из м е т а л л а и п л астм асс. О т р а б о т к а н авы ко в р аб о ты с
н ап и л ьн и к ам и р азл и ч н ы х видов. О тд ел к а п о в ер х н о стей и здели й. С об лю д ен и е п р ави л
б езо п асн о го труда.
О з н а к о м л е н и е с с о с т а в н ы м и ч а с т я м и м а ш и н . О з н а к о м л е н и е с м ех ан и зм ам и
(ц еп н ы м , зу б ч аты м , рееч н ы м ), со ед и н ен и ям и (ш п о н о ч н ы м и , ш ли ц евы м и ). О п р ед ел ен и е
п ер ед ато ч н о го о тн ош ен и я зу б ч ато й передачи.
О зн аком лени е с соврем ен н ы м и р у ч н ы м и техн ологи ч ески м и м аш и н ам и и
8
м ех ан и зм ам и для вы п ол н ен и я слесарн ы х работ.
Раздел 3 «Технологии домашнего хозяйства» (8)
Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними (2)
Т е о р е т и ч е с к и е с в е д е н и я . И н т е р ь е р ж и л о г о п о м е щ е н и я . Т ех н о л о ги я к р еп л ен и я
н а с те н н ы х п р ед м ето в . В ы б о р с п о с о б а к р е п л е н и я в за в и с и м о с т и о т в е с а п р е д м е та и
м а т е р и а л а стен ы . И н стр у м ен ты и кр еп ёж н ы е детали. П р ави л а безоп асн ого вы п о л н ен и я
работ.
Л а б о р ато р п о -п р ак ти ч еск и е и п р ак ти ч еск и е работы .
Закреп лени е н астен ны х п редм етов (картины , стенда, полочки). П робивание
(сверление) отверстий в стене, устан овка крепёж ны х деталей.
Тема 2. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализации (2)
Теоретические сведения. П ростейш ее сантехническое оборудован и е в дом е.
У стр о й ств о в о д о п р о в о д н ы х к ран ов и см еси телей . П р и ч и н ы п о д тек ан и я в о д ы в
в о д о п р о во д н ы х
к р ан ах
и
см еси телях .
У стр ан ен и е
п р о ст ы х
н еи с п р а в н о ст ей
в о д о п р о в о д н ы х кранов и см еси телей . И н стр у м ен ты и п р и сп о со б л ен и я для сан и тар н о
те х н и ч е с к и х работ, и х н азн ачен и е.
П р о ф есси и , связан н ы е с в ы п о л н ен и ем с ан и тар н о -тех н и ч еск и х работ.
С облю ден и е п рави л безоп асного тр у д а п р и в ы п о л н ен и и сан и тар н о -тех н и ч еск и х
работ.
Л аб о р ато р н о -п р ак ти ч еск и е
и
практические
работы .
О зн ак о м л ен и е
с
сан тех н и ч еск и м и и н стр у м ен там и и п р и сп о со б л ен и я м и . И зго то в л е н и е р е зи н о в ы х ш ай б
и п р о к л а д о к к в е н ти л я м и кранам .
Р а зб о р к а и с б о р к а к р ан о в и с м е с и т е л е й (н а л а б о р а т о р н о м стенде). Зам ен а
р ези н о вы х ш айб и у п л отн и тел ъ н ы х колец. О ч и стк а аэр ато р а см еси теля.
Раздел 4 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (10)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность (12)
Т еорети чески е сведения. Т вор ч ески й проект. П он яти е о тех н и ч еск о м задан и и .
Э тап ы п р о ек ти р о в а н и я и к о н стр у и р о в ан и я. П р и м ен е н и е П К п р и п р о ек ти р о в а н и и
и зд ел и й .
Т е х н и ч е ск и е и т е х н о л о ги ч е с к и е з а д а ч и п р и п р о е к т и р о в а н и и и зд ел и я, в о зм о ж н ы е
п у ти и х р е ш е н и я (в ы б о р м атер и ал о в , р ац и о н ал ьн о й кон струкц и и , и н стр у м ен то в и
тех н ологи й , п о р яд о к сборки , в ар и ан то в отделки).
Ц е н а и зд ел и я к а к товара. О сн о в н ы е в и д ы п р о ек тн о й д о к у м ен тац и и .
П р а в и л а б е зо п а с н о го т р у д а п р и в ы п о л н е н и и т в о р ч е с к и х проектов.
П р а к т и ч е с к и е р аб о ты . К о л л е к т и в н ы й ан ал и з в о зм о ж н о с т е й и зготовлен и я
и здели й, п р ед л о ж ен н ы х у ч ащ и м и ся в качестве тво р ч еск о го проекта. К о н стр у и р о ван и е и
п ро екти рован и е д етал ей с п ом ощ ью ПК.
Р азр або тка ч ер теж ей и тех н о л о ги ч еск и х карт. И зго то вл ен и е д е т а л е й и к о н тр о л ь
и х р азм ер о в . С б о р к а и о тд е л к а и зд ел и я. О ц ен к а сто и м о ст и м а те р и а л о в д л я
и зго то в л ен и я и зд ел и я, её ср авн ен и е с в о зм о ж н о й р ы н о ч н о й ц ен о й то вар а. Р азр аб о тк а
в ар и ан та реклам ы .
П о д го т о в к а п о я с н и т е л ь н о й зап и ск и . О ф о р м л е н и е п р о е к т н ы х м атер и ал о в.
П р е зе н та ц и я п роекта. И с п о л ь зо в а н и е П К п р и в ы п о л н е н и и и п р е зе н т а ц и и п р о ек та.
В ари ан ты творч ески х проектов из д ревесин ы и п оделочны х м атериалов:
п р е д м е т ы о б и х о д а и и н т е р ь е р а (п о д с т а в к и д л я сал ф ето к, п о л о ч к а д л я о деж ды ,
д е р ев ян н ы е л о ж к и , к у х о н н ы е в и л к и и л о п атк и , п о д в еск а д л я ч аш ек , солон ки ,
ск ам ееч ки , п олочка для телеф она, дверная ручка, карниз для кухни, подставка д л я ц вето в,
п ан н о с п л о ск о р е л ь еф н о й р е зьб о й , р а зд е л о ч н а я д о ска, у к р а ш е н н а я ге о м е тр и ч е с к о й
р езьб о й ), д е тск а я л о п атк а , к о р м у ш к и д л я п тиц, и гр у ш к и д л я д е тей (п и р ам и д ка, у тён о к,
ф и гу р ки -м атр ёш к и ), кар ан д аш н и ц а, к о р о б к а д л я м е л к и х д етал ей , б у д к а для
ч етв е р о н о го го д руга, сад о в ы й р ы х л и тел ь, и гр ы (кегли , го р о д ки , ш аш ки ), к р есто в и н а для
н о в о го д н ей ёлки , р у ч к и д л я н ап и л ьн и к о в и стам есо к , р а зд а то ч н ы е м а те р и а л ы д л я
9
у ч е б н ы х за н ят и й и др.
В а р и а н т ы т в о р ч е с к и х п р о е к т о в и з м е т а л л о в и и с к у с с т в е н н ы х м атер и ал о в :
п р е д м е т ы о б и х о д а и и н т е р ь е р а (в е ш а л к а-к р ю ч о к , п о д в еск а д л я ц ветов, и н вен тар ь для
м ан гал а и л и кам и н а, н ас те н н ы й св ети л ьн и к , р у ч к а д л я д в е р к и ш к аф ч и к а), м о д е л и
в е р то л ё та и ав то м о б и л е й , ш п ател ь д л я р е м о н т н ы х р аб о т, ш а б л о н д л я к о н т р о л я у гл о в ,
п р и с п о с о б л е н и е д л я и зг о т о в л е н и я заклёп ок, нутром ер, заж и м для таблиц , подвеска,
н аглядн ы е п о со б и я, р а зд а то ч н ы е м а те р и а л ы д л я у ч е б н ы х за н я т и й и др.
Тематическое планирование
№п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2
3
Разделы и темы программы
Технологии обработки
конструкционных материалов
Технология ручной обработки
древесины и древесных
материалов
Технология ручной обработки
металлов и искусственных
материалов
Технологии художественно
прикладной обработки материалов
Технология машинной обработки
металлов и искусственных
материалов
Технология домашнего
хозяйства
Технологии исследовательской и
созидательной деятельности
Итого
10
5 класс
50
6 класс
50
20
22
22
20
6
6
2
6
8
12
10
68
68
Поурочное планирование 5 класс
Индустриальные технологии - 68 часов
Регулятивные УУД:
• принятие учебной
цели;
•
•
•
выбор способов
деятельности;
•
анализ;
•
систематизация;
планирование
организации
труда;
•
мыслительный
эксперимент;
•
практическая
работа;
•
усвоение
информации с
помощью
компьютера;
организация
рабочего места;
•
Познавательные
УУД:
• сравнение;
выполнение
правил гигиены
учебного труда
№
1-2
•
работа со
справочной
литературой;
•
работа с
дополнительной
литературой
Коммуникативные
УУД:
• умение отвечать на
вопросы,
рассуждать,
описывать явления,
действия и т.п.
•
умение выделять
главное из
прочитанного;
•
слушать и слышать
собеседника,
учителя;
•
задавать вопросы
на понимание,
общение
Личностные УУД:
• самопознание;
•
Самооценка;
•
Личная
ответственность;
•
Адекватное
реагирование на
трудности
Тема урока
Исследовательская и созидательная деятельность (вводная часть) (2 ч)
Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения Основные направления воспитательной
творческого проекта
деятельности
Технологии обработки конструкционных материалов (50 ч)
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов (20 ч)
11
3-4
Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Индивидуальный проект «Подарок маме»
5-6
Графическое изображение деталей и изделий
7-8
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
9-10
Последовательность изготовления деталей из древесины
11-12
Разметка заготовок из древесины
13-14
Пиление заготовок из древесины
15-16
Строгание заготовок из древесины
17-18
Сверление отверстий в деталях из древесины
19-20
Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и саморезами
21-22
Соединение деталей из древесины клеем
23-24
Технологии художественно - прикладной обработки материалов (6 ч)
Отделка изделий из древесины
25-26
Выпиливание лобзиком
27-28
Выжигание по дереву
29-32
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч)
Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе»
Проект «Стульчик для отдыха на природе»
33-34
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (2 ч)
Понятие о механизме и машине
Проект «Силуэт домашнего животного»
37-38
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч)
Индивидуальный проект «Чеканная
Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы
картина»
Рабочее место для ручной обработки металлов
39-40
Графическое изображение деталей из металла и искусственных материалов
41-42
Технология изготовления изделий из металла и искусственных материалов
43-44
Правка и разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
45-46
47-48
Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных
материалов
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
49-50
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
35-36
12
51-52
Устройство настольного сверлильного станка
53-54
Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов
55-56
Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы
61-62
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч)
Творческий проект «Подставка для рисования»
Индивидуальный проект «подставка для
рисования»
Технологии домашнего хозяйства (6 ч)
Урок игра «мой дом»
Интерьер жилого помещения
63-64
Эстетика и экология жилища
65-66
Технологии ухода за жилым помещением, одеждой и обувью
57-60
Исследовательская и созидательная деятельность (заключительная часть) (4 ч)
67-68 Защита проекта
Индивидуальный проект
6 класс
№
Тема раздела/тема урока
Вводное занятие - 2 ч.
1-2
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Требования к творческому
проекту.
Раздел 1: Технология ручной обработки древесины и древесных материалов - 22 ч.
3-4
Заготовка древесины, пороки древесины.
5-6
Свойства древесины.
7-10
Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертёж. Спецификация составных
частей изделия.
11-12
Технологическая карта - основной документ для изготовления деталей.
13-14
Технология соединения брусков из древесины.
15-16
17-18
Выставка поделок из дерева
Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным
инструментом.
Технология машинной обработки древесины и древесных материалов
Урок «Первые станки по обработке
Устройство токарного станка по обработке древесины.
13
19-22
Технология обработки древесины на токарном станке.
древесины»
23-24
Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями.
Раздел 2: Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 6 ч
25-27
Художественная обработка древесины. Резьба по дереву.
Проект «кухонная доска»
28-30
Виды резьбы по дереву и технология их выполнения.
31-32
Раздел 3: Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов. - 20 ч
Выставка изделий из пластмассы
Элементы машиноведения. Составные части машин.
33-34
Свойство чёрных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов.
35-36
Сортовой прокат.
37-38
Чертежи деталей из сортового проката.
39-40
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
41-42
Технология изготовления изделий из сортового проката.
43-44
Резание металла и пластмасса слесарной ножовкой.
45-46
Рубка металла.
47-48
Опиливание заготовок из металла и пластмассы.
49-50
Отделка изделий из металла и пластмассы.
51-52
Раздел 3: Технология домашнего хозяйства - 8 ч
Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных
петель.
53-54
Основные технологии штукатурных работ.
55-56
57-58
Основные технологии оклейки помещений обоями.
Урок «Ремонт в доме»
Простейший ремонт сантехнического оборудования.
Раздел 4: Технологии исследовательской и опытнической деятельности - 12 ч
59-60
Творческий проект. Понятие о техническом проектировании.
61-62
Применение ПК при проектировании изделия.
14
Творческий проект
63-64
Технические и технологические задачи при проектировании изделия,
возможные пути их решения.
65-66
Основные виды проектной документации.
67-68
Правила безопасности труда при выполнении творческого проекта. Защита
проекта.
7 класс
По завершении учебного года обучающийся:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии в области энергетики, характеризует профессии в сфере
энергетики, энергетику региона проживания;
называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии, характеризует профессии в сфере
информационных технологий;
характеризует автоматизацию производства на примере региона проживания, профессии, обслуживающие автоматизированные
производства, приводит произвольные примеры автоматизации в деятельности представителей различных профессий;
перечисляет, характеризует и распознает устройства для накопления энергии, для передачи энергии;
объясняет понятие «машина», характеризует технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю;
объясняет сущность управления в технологических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы;
осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи;
осуществляет модификацию заданной электрической цепи в соответствии с поставленной задачей, конструирование электрических
цепей в соответствии с поставленной задачей;
выполняет базовые операции редактора компьютерного трехмерного проектирования (на выбор образовательной организации);
конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов;
следует технологии, в том числе, в процессе изготовления субъективно нового продукта;
получил и проанализировал опыт разработки проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов,
составление схемы электропроводки;
получил и проанализировал опыт разработки и создания изделия средствами учебного станка, управляемого программой
компьютерного трехмерного проектирования;
получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта (на основании
собственной практики использования этого способа).
15
8 класс
По завершении учебного года обучающийся:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии обработки материалов, технологии получения материалов с
заданными свойствами;
характеризует современную индустрию питания, в том числе в регионе проживания, и перспективы ее развития;
называет и характеризует актуальные и перспективные технологии транспорта;
называет характеристики современного рынка труда, описывает цикл жизни профессии, характеризует новые и умирающие
профессии, в том числе на предприятиях региона проживания;
характеризует ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции её развития;
перечисляет и характеризует виды технической и технологической документации;
характеризует произвольно заданный материал в соответствии с задачей деятельности, называя его свойства (внешний вид,
механические, электрические, термические, возможность обработки), экономические характеристики, экологичность (с
использованием произвольно избранных источников информации);
объясняет специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризует тенденции развития
социальных технологий в 21 веке, характеризует профессии, связанные с реализацией социальных технологий;
разъясняет функции модели и принципы моделирования;
создаёт модель, адекватную практической задаче;
отбирает материал в соответствии с техническим решением или по заданным критериям;
составляет рацион питания, адекватный ситуации;
планирует продвижение продукта;
регламентирует заданный процесс в заданной форме;
проводит оценку и испытание полученного продукта;
описывает технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения;
получил и проанализировал опыт лабораторного исследования продуктов питания;
получил и проанализировал опыт разработки организационного проекта и решения логистических задач;
получил и проанализировал опыт компьютерного моделирования / проведения виртуального эксперимента по избранной
обучающимся характеристике транспортного средства;
получил и проанализировал опыт выявления проблем транспортной логистики населённого пункта / трассы на основе самостоятельно
спланированного наблюдения;
получил и проанализировал опыт моделирования транспортных потоков;
получил опыт анализа объявлений, предлагающих работу;
16
•
•
•
получил и проанализировал опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации
с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих
инструментов / технологического оборудования;
получил и проанализировал опыт создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку;
получил и проанализировал опыт разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии
получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.
Содержание учебного предмета
7 кл асс(68 ч)
Разделы и темы
программы
Основные виды учебной
деятельности
Основное содержание
материала темы
Раздел № 1 «Вводный урок» (1ч)
Технология как учебная дисциплина и как
Знакомиться с содержанием и
Тема 1.
наука. Цель и задачи изучения предмета
последовательностью изучения
предмета «Технология» в 7 классе.
«Технология» в 7 классе. Содержание
Вводный урок
предмета. Последовательность его
Знакомиться с библиотечкой
кабинета, электронными средствами
изучения. Санитарно-гигиенические
требования и правила внутреннего
обучения.
распорядка при работе в школьных
мастерских. Организация теоретической и
практической частей урока.
Раздел № 2 «Технологии обработки конструкционных материалов» (50ч)
Конструкторская и технологическая
Использовать ПК для подготовки
Тема 1.
конструкторской и технологической
документация. Заточка и настройка
документации. Настраивать
Технологии ручной дереворежущих инструментов. Точность
измерений, отклонения и допуски на
дереворежущие инструменты.
обработки
размеры детали. Технология шипового
Рассчитывать отклонения и допуски
древесины и
соединения деталей. Технология
на размеры деталей. Изготовлять
древесных
соединения деталей шкантами и шурупами изделия из древесины с шиповым
материалов
соединением брусков. Соединять
в нагель. Правила безопасного труда
детали из древесины шкантами и
шурупами в нагель. Изготовлять
17
Ч
ас
ы
Основные направления
воспитательной
деятельности
1
1
8
Проект «пенал»
Тема 2
Технологии
машинной
обработки
древесины и
древесных
материалов
Тема 3
Технологии ручной
обработки металлов
и искусственных
материалов
Тема 4
Технологии
машинной
обработки металлов
и искусственных
материалов
Технология обработки наружных
фасонных поверхностей деталей из
древесины. Обработка вогнутой и
выпуклой криволинейной поверхности.
Точение шаров и дисков.
Технология точения декоративных
изделий, имеющих внутренние полости.
Контроль качества деталей. Ш лифовка и
отделка изделий. Экологичность
заготовки, производства и обработки
древесины и древесных материалов
Классификация сталей. Термическая
обработка сталей. Резьбовые соединения.
Технология нарезания наружной и
внутренней резьбы вручную в металлах и
искусственных материалах. Визуальный и
инструментальный контроль качества
деталей. Профессии, связанные с ручной
обработкой металлов, термической
обработкой материалов
Токарно-винторезный и фрезерный станки:
устройство, назначение, приёмы
подготовки к работе, приёмы управления и
выполнения операций. Инструменты и
приспособления для работы на станках.
Основные операции токарной и фрезерной
обработки, особенности их выполнения.
Операционная карта. Профессии,
связанные с обслуживанием, наладкой и
ремонтом токарных и фрезерных станков.
Правила безопасной работы на фрезерном
18
детали и изделия различных
геометрических форм по чертежам и
технологическим картам
Точить детали из древесины по
чертежам, технологическим картам.
Применять разметочные и
контрольно-измерительные
инструменты
при изготовлении деталей с
фасонными поверхностями. Точить
декоративные изделия
из древесины. Соблюдать правила
безопасного труда при работе на
станках
Знакомиться с термической
обработкой стали. Получать навыки
на резания резьбы в металлах и
искусственных материалах. Выявлять
дефекты и устранять их. Изготовлять
детали из тонколистового металла,
проволоки, искусственных
материалов по чертежам и
технологическим картам.
Изучать устройство токарного и
фрезерного станков. Ознакомиться
с инструментами для токарных и
фрезерных работ. Управлять
токарно-винторезным и фрезерным
станками. Налаживать и настраивать
станки. Соблюдать правила
безопасного труда. Разрабатывать
операционные карты для
изготовления деталей вращения и
6
Урок «русское
зодчество»
1
4
Урок «Дамасская
сталь»
6
проект «Балясина»
станке
Технологии художественно-прикладной
обработки материалов. Виды мозаики
(инкрустация, интарсия, блочная мозаика,
маркетри). Мозаика с металлическим
контуром (филигрань, скань).
Художественное ручное тиснение по
фольге. Технология получения рельефных
рисунков на фольге в технике басмы.
Технология изготовления декоративных
изделий из проволоки (ажурная
скульптура из металла). Технология
художественной обработки изделий в
технике просечного металла (просечное
железо). Чеканка. Правила безопасного
труда при выполнении художественно
прикладных работ с древесиной и
металлом. Профессии, связанные с
художественной обработкой металла
Раздел № 3 «Технологии домашнего хозяйства» (6ч)
Виды ремонтно-отделочных работ.
Тема 3
Технологии
Основы технологии малярных работ;
ремонтно
инструменты и приспособления. Основы
отделочных работ
технологии плиточных работ. Виды
плитки, применяемой для облицовки стен
и полов. Материалы для наклейки плитки.
Профессии, связанные с выполнением
ремонтно-отделочных и строительных
работ. Правила безопасного труда
Тема 5
Технология
художественно
прикладной
обработки
материалов
19
деталей, получаемых фрезерованием.
Изготовлять детали из металла и
искусственных материалов на
токарном и фрезерном станках по
чертежам и технологическим картам.
Изготовлять мозаику из шпона.
Осваивать технологию изготовления
изделия тиснением по фольге.
Разрабатывать эскизы и изготовлять
декоративные изделия из проволоки.
Изготовлять изделия в технике
просечного металла. Знакомиться с
технологией изготовления
металлических рельефов методом
чеканки. Соблюдать правила
безопасного труда.
Изучать технологию малярных работ.
Подбирать инструменты и
приспособления для малярных работ,
виды красок и эмалей. Выполнять
несложные ремонтные малярные
работы.
Знакомиться с технологией
плиточных работ. Заменять
отколовшуюся плитку на участке
стены. Соблюдать правила
безопасного труда.
6
Проект «мозаика»
6
Выставка «Макет
дома»
Раздел № 4 «Технология исследовательской и опытнической деятельности» (11ч)
Обосновывать выбор изделия на
Тема 1
Творческий проект. Этапы проектирования
Исследовательская
основе личных потребностей.
и конструирования. Проектирование
и созидательная
Находить необходимую информацию
изделий на предприятии (конструкторская
деятельность
с использованием сети Интернет.
и технологическая подготовка).
Выбирать вид изделия. Определять
Государственные стандарты на типовые
состав деталей. Выполнять эскиз,
детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД).
модель изделия. Составлять учебную
Основные технические и технологические
инструкционную карты. Изготовлять
задачи при проектировании изделия,
детали, собирать и отделывать
возможные пути их решения. Применение
изделия. Оценивать стоимость
ПК при проектировании. Экономическая
материалов для изготовления
оценка стоимости выполнения проекта.
изделия. Подготавливать
Методика проведения электронной
пояснительную записку. Оформлять
презентации проектов (сценарии,
проектные материалы. Проводить
содержание)
презентацию проекта.
1
1
Индивидуальный
проект
Основные виды учебной
деятельности
Ч
а
с
ы
Основные направления
воспитательной
деятельности
Знакомиться с содержанием и
последовательностью изучения
предмета «Технология» в 8 классе.
Знакомиться с библиотечкой
кабинета, электронными средствами
обучения.
1
8 класс (34 ч)
Разделы и темы
Основное содержание
материала темы
Раздел «Введение» (1ч)
Технология как учебная дисциплина и
Тема 1.
как наука. Цель и задачи изучения
предмета «Технология» в 8 классе.
Вводный урок
Содержание предмета.
Последовательность его изучения.
Санитарно-гигиенические требования и
правила внутреннего распорядка при
работе в школьных мастерских.
Организация теоретической и
практической частей урока.
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (10 ч)
20
Тема 1.
Эстетика и
экология
жилища
Тема 2
Бюджет семьи
Тема 3
Технологии ремонта
элементов систем
водоснабжения
и канализации
Тема 1
Характеристика основных элементов
систем энергоснабжения,
теплоснабжения, водопровода и
канализации в городском и сельском
(дачном) домах. Правила их
эксплуатации. Современные системы
фильтрации воды. Система
безопасности жилища
Источники семейных доходов и бюджет
семьи. Способы выявления
потребностей семьи. Технология
построения семейного бюджета. Доходы
и расходы семьи. Технология
совершения покупок. Потребительские
качества товаров и услуг. Способы
защиты прав потребителей. Технология
ведения бизнеса. Оценка возможностей
предпринимательской деятельности для
пополнения семейного бюджета
Схемы горячего и холодного
водоснабжения в многоэтажном доме.
Система канализации в доме.
Мусоропроводы и мусоросборники.
Способы монтажа кранов, вентилей и
смесителей. Устройство сливных бачков
различных типов. Приёмы работы с
инструментами и приспособлениями для
санитарно-технических работ.
Экологические проблемы, связанные с
утилизацией сточных вод. Профессии,
связанные
с выполнением санитарно-технических
работ
Раздел «Электротехника» (12 ч)
Общее понятие об электрическом токе,
21
Знакомиться с приточно-вытяжной
естественной вентиляцией в
помещении. Знакомиться с системой
фильтрации воды (на лабораторном
стенде)
2
Урок «водопровод в
нашем доме»
Оценивать имеющиеся и возможные
источники доходов семьи.
Анализировать потребности членов
семьи. Планировать недельные,
месячные и годовые расходы семьи с
учётом её состава. Анализировать
качество и потребительские свойства
товаров. Планировать возможную
индивидуальную трудовую
деятельность
4
Урок «семейный
бюджет»
Определять составляющие системы
водоснабжения и канализации в
школе и дома. Знакомиться
с конструкцией типового смывного
бачка (на учебном стенде).
Изготовлять приспособление для
чистки канализационных труб.
Разбирать и собирать запорные
устройства системы водоснабжения
со сменными буксами (на
лабораторном стенде)
4
Урок «монтаж
смесителей»
Читать простые электрические
4
Выставка работ из
Электромонтажные
и сборочные
технологии
о силе тока, напряжении и
сопротивлении. Виды источников тока и
приёмников электрической энергии.
Условные графические изображения на
электрических схемах. Понятие об
электрической цепи и о её
принципиальной схеме. Виды проводов.
Инструменты для электромонтажных
работ; приёмы монтажа. Установочные
изделия. Приёмы монтажа и соединения
установочных проводов и установочных
изделий. Правила безопасной работы.
Профессии, связанные с выполнением
электро-монтажных и наладочных работ
Тема 2
Электротехнические
устройства с
элементами
автоматики
Принципы работы и способы
подключения плавких и автоматических
предохранителей. Схема квартирной
электропроводки. Работа счётчика
электрической энергии. Элементы
автоматики в бытовых
электротехнических устройствах.
Влияние электротехнических и
электронных приборов на здоровье
человека. Правила безопасной работы с
электроустановками и при выполнении
электро-монтажных работ. Профессии,
связанные с производством,
эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических установок
Электроосветительные и
электронагревательные приборы, их
безопасная эксплуатация. Пути
экономии электрической энергии в
быту. Технические характеристики ламп
Тема 3
Бытовые
электроприборы
22
схемы. Собирать электрическую цепь
из деталей конструктора
с гальваническим источником тока.
Исследовать работу цепи при
различных вариантах её сборки.
Знакомиться с видами
электромонтажных инструментов и
приёмами их использования;
выполнять упражнения по
несложному электромонтажу.
Использовать пробник для поиска
обрыва в простых электрических
цепях. Учиться изготовлять
удлинитель. Выполнять правила
безопасности и электробезопасности
Собирать модель квартирной
проводки с использованием типовых
аппаратов коммутации и защиты.
Испытывать созданную модель
автоматической сигнализации (из
деталей электроконструктора)
Оценивать допустимую суммарную
мощность электроприборов,
подключаемых к одной розетке, и в
квартирной (домовой) сети.
Исследовать характеристики
проволоки
4
Проект «Светильник»
4
Урок «экономия
энергии в быту»
накаливания и люминесцентных
источников света. Подбирать
энергосберегающих ламп. Общие
оборудование с учётом
сведения о бытовых микроволновых
гигиенических и функциональных
печах, об их устройстве и о правилах
требований. Соблюдать правила
эксплуатации. Общие сведения о
безопасной эксплуатации
принципе работы, видах и правилах
электроустановок
эксплуатации бытовых холодильников и
стиральных машин. Цифровые приборы.
Правила безопасности при работе с
бытовыми электроприборами
Раздел «Современное п роизводство и профессиональное самоопределение» (4 ч)
Исследовать деятельность
Тема 1
Сферы и отрасли современного
производственного предприятия или
Сферы производства и производства. Основные составляющие
предприятия сервиса. Анализировать
производства. Основные структурные
разделение труда
структуру предприятия и
подразделения производственного
предприятия. Уровни квалификации и
профессиональное разделение труда.
Разбираться в понятиях «профессия»,
уровни образования. Факторы,
«специальность, «квалификация»
влияющие на уровень оплаты труда.
Понятие о профессии, специальности,
квалификации и компетентности
работника
Виды массовых профессий сферы
Знакомиться по Единому
Тема 2
тарифноквалификационному
Профессиональное
производства и сервиса в регионе.
Региональный рынок труда и его
справочнику с массовыми
образование и
профессиональная
профессиями. Анализировать
конъюнктура. Профессиональные
интересы, склонности и способности.
предложения работодателей на
карьера
региональном рынке труда. Искать
Диагностика и самодиагностика
профессиональной пригодности.
информацию в различных
источниках, включая Интернет, о
Источники получения информации о
профессиях, путях и об уровнях
возможностях получения
профессионального образования.
профессионального образования.
Проводить диагностику склонностей
Здоровье и выбор профессии
и качеств личности. Строить планы
профессионального образования и
трудоустройства. Профессиональное
23
2
Урок «отрасли
производства в
современной России»
2
Урок «Профессия»
самоопределение.
Раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» (8 ч)
Обосновывать тему творческого
Тема 1
Проектирование как сфера
проекта. Находить и изучать
Исследовательская и
профессиональной деятельности.
Последовательность проектирования.
информацию по проблеме,
созидательная
Банк
деятельность
формировать базу данных.
Разрабатывать несколько вариантов
решения проблемы, выбирать
идей. Реализация проекта.
лучший вариант и подготавливать
Использование ПК при выполнении и
необходимую документацию с
презентации проекта. Оценка проекта.
помощью ПК. Выполнять проект и
анализировать результаты работы.
Оформлять пояснительную записку и
проводить презентацию проекта.
24
7
Индивидуальный
проект