Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Рабочая программа
по
черчению
(учебный предмет)
7-8
(классы)
2 года
(срок реализации)
Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.
2021 г
Пояснительная записка
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Рабочая программа по черчению разработана на основе программы «Черчение» (предметная линия
учебников под редакцией А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского).
Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры
учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических
задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно
пространственного мышления.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления,
пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения
помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое
значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам
инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства;
содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того,
занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и
наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей
культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что
способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик получит возможность научиться:
осознанно понимать графическую культуру как совокупность достижений человечества;
иметь представление о форме предметов и геометрических тел, их составе, структуре, размерах формы,
положении и ориентации предметов в пространстве;
правилам и приемам выполнения и чтения чертежей различного назначения;
развивать творческое мышление и умение преобразованимя формы предмета.
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том
числе с элементами конструирования);
основным правилам выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на комплексных
чертежах;
условным обозначениям материалов на чертежах;
познакомиться с основными типами разъемных и неразъемных соединений;
условным изображениям и обозначениям резьбы на чертежах;
особенностям выполнения чертежей общего вида и сборочных;
условностям и способам упрощения на чертежах общего вида и сборочных;
особенностям выполнения архитектурно-строительных чертежей;
способам построения разверток преобразованных геометрических тел; методам вспомогательных
секущих плоскостей
Ученик научится:
осознанно воспринимать графическую культуру как совокупность достижений человечества в области
освоения графических способов передачи информации;
представлять форму предметов и геометрических тел, их состава, структуру, размеры, положение и
ориентацию предметов в пространстве;
правилам выполнения и чтения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД;
правилам выполнения шрифтов и чертежей;
методам графического отображения геометрической информации (метод центрального и
параллельного проецирования);
методу прямоугольного (ортогонального) проецирования на одну, две, три плоскости проекции;
способам построения проекций;
последовательности выполнения чертежа детали;
простейшим геометрическим построениям;
принципам построения наглядных изображений;
основным правилам построения линий пересечения простейших геометрических образов;
анализировать форму детали (с натуры и по графическим изображениям);
отображать форму изделия выбирая необходимое число изображений (в том числе главное
изображение чертежа);
3
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
читать и выполнять проекционные изображения, развертки простых геометрических тел и моделей
деталей;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части, сопряжения);
читать и выполнять чертежи несложных деталей, эскизы и наглядные изображения предметов;
Развивать визуально-пространственное мышление (осуществлять преобразования простой
геометрической формы, изменять положение и ориентацию объекта в пространстве, отображать
перечисленные преобразования на чертеже);
Рационально использовать чертежные инструменты.
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
правильно выбирать главное изображение, оптимальное количество изображений, типы изображений
на комплексном чертеже (или эскизе) модели, детали, простейшей сборочной единицы;
выполнять необходимые виды, сечения и разрезы на комплексных чертежах несложных моделей и
деталей;
выполнять чертежи простейших стандартных деталей с резьбой и их соединений;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц, состоящих из трех - шести деталей;
ориентироваться на схемах движения транспорта, планах населенных пунктов и других объектов;
читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными пособиями, справочной
литературой;
выражать средствами графики идеи, намерения, проекты;
выполнять необходимые разрезы;
правильно определять необходимое число изображений;
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с
элементами конструирования).
осознанно воспринимать графическую культуру как совокупность достижений человечества в области
освоения графических способов передачи информации;
развивать зрительную память, ассоциативное мышление, статическое, динамическое и
пространственное представления;
развивать творческое мышление и формировать элементарные умения преобразования формы
предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
опыту создания творческих работ с элементами конструирования;
применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том
числе с элементами конструирования);
формировать стойкий интерес к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
7 класс
Правила оформления чертежей (7 часов)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития
чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения
в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы
с инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая,
штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и
радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования (9 часов).
Проецирование. Центральное параллельно проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение
изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
4
Расположение видов на чертеже и их названия : вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение
необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в
проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление
осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских тел и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности.
Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.
Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Чтение и выполнение чертежей (17 часов)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение
предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи
группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму
предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата.
Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием
геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.
Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
Обобщение знаний (1 час).
8 класс
Общие сведения о способах проецирования 1 час
Сечения и разрезы 14 часов
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений.
Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и
профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы.
Особые случаи разрезов
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного
изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи 15 часов
Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные,
винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на
чертежах неразъемных соединений (сварочных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изоражение
изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номер позиций и др.).
Изображения на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Чтение строительных чертежей 2 часа
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Отличия строительных чертежей от
машиностроительных чертежей.
Фасада. Планы. Разрезы. Масштабы.
5
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение
несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Обзор разновидностей графических изображений 2 час.
Области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических),
диаграмм, графиков и т.п.
Темы
№
темы
Тематическое планирование
Количество
знаний
1
7 класс
Правила оформления чертежей
7
2
Способы проецирования
9
3
Чтение и выполнение чертежей деталей
17
4
Обобщение знаний
1
Итог
Основные
направления
воспитательной
работы
Урок «Черчение в
машиностроении»
Проект «Рамка для
зеркала»
Урок «Чертежи
советского оружия»
Индивидуальный
проект «Кухня»
34
1
8 класс
Общие сведения о способах проецирования
1
2
Сечения и разрезы
14
3
Сборочные чертежи
15
4
Чтение строительных чертежей
2
5
Обзор
разновидностей
изображений
графических
Итог
2
34
6
Урок «Чертежи
летательных
аппаратов»
Проект «Машина в
разрезе»
Коллективный проект
«Сборочный чертеж
танка Т-34»
Урок «Советская
архитектура»»
Индивидуальный
проект «Дом мечты