Рабочая программа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Рабочая программа
по
биологии
(учебный предмет)

5-9
(классы)

5 лет
(срок реализации)

Принята на Педагогическом Совете
Протокол № 274
от «30» августа 2021 г.

«Утверждаю»
Директопдгколы:
Е.В.

2021 г

шаева

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­
вания по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под
редакцией профессора В. В. Пасечника и адаптирована для обучающихся с ОВЗ.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. У обу­
чающихся слабо сформированы пространственные представления, ориентировка осуществляется
обычно на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном
анализе и синтезе ситуации. Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность
во всех видах мышления. При анализе предмета или явления дети, как правило, называют лишь
поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и тонкостью. Обобщения
носят диффузный, слабо дифференцированный характер, поэтому дети обычно могут воспроиз­
вести нужное понятие только после предъявления им значительного числа соответствующих
предметов или их изображений. Логическое мышление развито слабо.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для
обычных детей, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обуче­
ния. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке
включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала. Более трудные темы
изучаются ознакомительно. При создании определенных образовательных условий, дети с ОВЗ
способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве слу­
чаев продолжить образование.
Курс биологии подразделяется на три части:
1) 5-7-й классы; 2) 8-й класс; 3) 9-й класс.
Первая часть курса знакомит школьников с представителями живой природы. Вторая часть, с ос­
новами анатомии, физиологии и гигиены человека. Третья часть курса обобщает на новом уровне
сведения по общей биологии.
Учебники:
1. Пасечник, В.В. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на элек­
трон. носителе / В.В. Пасечник
[и др.];под ред.В.В. Пасечника. - М.: Просвещение,2015.
2. Пасечник, В.В. Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, С.В.
Суматохин, Г.В. Калинова;
под ред.В.В. Пасечника. - М.: Просвещение,2016.
3. Пасечник, В.В. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник, А.А.
Каменский, Г.Г. Шевцов;
под ред.В.В. Пасечника. - М.: Просвещение,2016.
4. Пасечник, В.В. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.В. Пасечник [и
др.]; под ред.В.В. Пасечника. - М.: Просвещение,2016.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
5 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год.
6 класс - 1 час в неделю, 34 часа в год.
7 класс - 1 час в неделю, 34 часов в год.
8 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год.
9 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержание курса биологии 5 и 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний
признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение),
присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов
жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласо­
ванности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
1

В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов,
осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией
растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние
факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихсят
знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию устано­
вок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение
знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, перво­
начальные представления о которых были получены в 5— 7 классах.
Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно
направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений,
сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в це­
лом и характеризует современный уровень её развития.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Гражданское воспитание: стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
2. Патриотическое воспитание: отношение к биологии как к важной составляющей культуры,
гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
3. Духовно-нравственное воспитание: готовность оценивать поведение и поступки с позиции
нравственных норм
4.Эстетическое воспитание: понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности..
5. Физическое воспитание (формирование культуры здоровья) • ответственное отношение к свое­
му здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиениче­
ских правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая актив­
ность); • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, нарко­
тиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; • соблюдение пра­
вил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; управление
собственным эмоциональным состоянием.
6. Трудовое воспитание, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
7.Экологическое воспитание: * ориентация на применение биологических знаний при решении
задач в области окружающей среды; * осознание экологических проблем и путей их решения; *
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
8.Ценности научного познания: * понимание роли биологической науки в формировании науч­
ного мировоззрения, развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе отражают:
1) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение планировать пути достижения целей,
3) умение, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать собственные возможности
5) осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение делать выводы;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии
являются:
1) формирование научных знаний о живой природе и закономерностях её развития
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях.
2

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека.
4) формирование основ экологической грамотности.
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рациональ­
ного природопользования, защиты здоровья людей
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, вы­
ращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Раздел 1 Живые организмы (5, 6, 7 классы)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организ­
мов.
Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения жи­
вых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. М е­
ры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и
ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Роль лишайников в
природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики забо­
леваний.
Растения. Клетки, ткани и органы растений.(ознакомительно) Процессы жизнедеятельности: об­
мен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена,
транспорт веществ. (ознакомительно)
Регуляция процессов
жизнедеятельности.
Движение.
Рост,
развитие и размножение.(ознакомительно) Многообразие растений, принципы их классификации(ознакомительно).
Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в
природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения.
Охрана редких и исчезающих видов растений.
Основные растительные
сообщества.
Усложнение
растений
в
процессе
эволюции.(ознакомительно)
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у
животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы.
Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.
Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых живот­
ными.
Усложнение животных в процессе эволюции.(ознакомительно)
Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы:
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение строения плесневых грибов.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Изучение внешнего строения дождевого червя
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучение строения птиц.
Изучение строения куриного яйца.
Раздел 2 Человек и его здоровье (8 класс)
Человек и окружающая среда. Защита среды обитания человека.
3

Общие сведения об организме человека. Черты сходства и различия человека и животных. Стро­
ение организма человека: клетки, ткани,(ознакомительно) органы, системы органов. Методы
изучения организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физиче­
ских упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь
при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства.(Ознакомительно)
Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Предупредительные прививки.
Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания
первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания.
Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях.(ознакомительно) Гигиена органов дыхания.
Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их про­
филактики. Вред табакокурения. Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения
работы пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращение энергии в организме.. Обмен воды, минеральных солей, белков,
углеводов и жиров.(ознакомительно) Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим пита­
ния.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волоса­
ми, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профи­
лактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органовмочевыделительной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание.
Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика.
Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование.
Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие орга­
низма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения. Органы
чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение.Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, меха­
низмы их действия на клетки.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Поведение и
психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности пове­
дения человека.
Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способ­
ности и одарённость.. Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и пра­
вил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная ак­
тивность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрес­
сы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние
на состояние здоровья.
Лабораторные работы:
Морфологические особенности человеческого тела.
Распознавание на таблицах органов опорно-двигательной системы человека.
Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Измерение температуры тела.
Измерение кровяного давления.
Подсчёт пульса в разных условиях.
Распознавание на таблицах органов дыхательной системы человека.
Определение частоты дыхания.
Распознавание на таблицах органов пищеварительной системы человека.
Анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье.
Раздел 3 Общие биологические закономерности (9 класс)
Отличительные признаки живых организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические
4

вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная
оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы.
Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов.
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности
клетки и организма.(ознакомительно)
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки.
Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная си­
стематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции.
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естествен­
ный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информа­
ции. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой приро­
ды. Экосистема.(Ознакомительно) Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и пре­
вращение энергии.
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере.
Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в био­
сфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Лабораторные и практические работы:
Составление родословных
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Описание экологической ниши организма
Составление схем цепей питания аквариума и естественного водоема
Тематическое планирование, в том числе с учетом программы воспитания (с указанием коли­
чества часов, отводимых на освоение каждой темы)
5класс
Основные
направления
№
Раздел, тема
Д лвоспитательной деятельно­
сти
Введение -5ч
Биология — наука о живой природе.
Виртуальная экскурсия «Раз­
1
§1
нообразие живой природы»
Методы изучения биологии.
2
§2
Знакомство
с профессиями
Как работают в лаборатории.
3
§3
,связанными с биологией.
Разнообразие живой природы.
4
§4
Среды обитания организмов.
5
§5
Клетка-основа строения и жизнедеятельно­
сти организмов-10ч
6
Л.Р.1Увеличительные приборы.
§6
Химический состав клетки. Неорганические §7
7-8
Подготовка сообщений «Ис­
вещества. Органические вещества (ознакоми­
пользование
биологических
тельно)
знаний
в
повседневной
жизни
9
Строение клетки.
§8
человека»
10
Л.р2.Строение кожицы лука
§8
Особенности строения клеток. Пластиды.
11
§8
Процессы жизнедеятельности клетки.
12­
§9
(ознакомительно)
13
14
Деление и рост клеток (ознакомительно)
§9
Обобщающий урок по теме»Клетка»
15
Многообразие организмов-20ч
Классификация организмов (ознакомительно)
16
5

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Строение и многообразие бактерий
§10
Роль бактерий в природе и жизни человека.
§11
Характеристика Царства Грибы
§23
Многообразие грибов. Роль грибов в природе и §24
жизни человека
Л.Р.3Грибы-паразиты растений, животных, че­ §25
ловека.
Характеристика
Царства
Расте- §12
ния.(ознакомительно)
Водоросли
§13
Многообразие водорослей
§14
Роль водорослей в природе и жизни человека
Пар.15
Лишайники.
§26
Высшие споровые растения (ознакомительно)
§16
Моховидные.
§17
Папоротниковидные. Плауновидные. Хвоще­
§18
видные
Голосеменные растения.
§19
Разнообразие хвойных растений.
§20
.Покрытосеменные растения
§21
Обобщающий урок по теме Растения
Характеристика царства Животные.
§22

Лекция «Профилактика грип­
па»

Викторина «Знаю ли я грибы
?»

Практические занятия по ухо­
ду за домашними растениями.

Конкурс плакатов «Мой лю­
бимый домашний питомец»

6 класс
№
Тема урока

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18

Основные направле­
ния воспитательной
деятельности

Стр.116
Введение. Что мы узнали в 5 классе
ГлаваЗ Жизнедеятельность организмов. 15ч
Обмен веществ-главный признак жизни
Пар28
пар29
Питание бактерий, грибов.(ознакомительно)
Питание животных.
пар29
пар30
Почвенное питание растений.
Удобрения.
пар30
пар31
Фотосинтез (ознакомительно)
пар31
Значение фотосинтеза.
Дыхание растений.
пар32
пар33
Дыхание животных
Передвижение веществ у растений (ознакомитель­ пар34
но)
Передвижение веществ у животных.
пар35
Выделение
у
растений
и
живот- пар35
ных.(ознакомительно)
пар36
Размножение организмов и его значение.
Рост и развитие- свойство живых организмов
пар37
Обобщающее повторение по теме «Жизнедеятель­ пар28-37
ность организмов»
Глава 4Строение и разнообразие покрытосемен­
ных растений 18ч
3пар8
Строение семян
Виды корней и типы корневых систем
пар39
6

Конкурс
рисунков
«Экология и мы»

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Видоизменение корней
Побег и почки
Строение стебля
Внешнее строение листа
Клеточное строение листа(ознакомительно)
Видоизменение побегов
Строение и разнообразие цветков
Соцветия
Плоды
Размножение покрытосеменных (ознакомительно)
Классификация покрытосеменных
Класс Двудольные
Класс Однодольные
Обобщающий урок главе 4
Многообразие живой природы
Охрана природы

4пар0
пар41
пар42
пар43
пар44
пар45
пар46
пар47
пар48
пар9
пар50
пар51
пар52

Фотовыставка
«Пре­
красное в мире приро­
ды».

Трудовой десант «Ве­
сенняя уборка терри­
тории школы»

пар35

В виду ограниченности учебного времени (34 часов вместо 68 часов), ряд вопросов рассматрива­
ется обзорно.
7 класс
Основные направления
№
Раздел, тема
воспитательной
дея­
тельности
1
Введение. Зоология-как наука.
Пар1
2
Общая
характеристика
простейших Пар2-3
Л.р.1Знакомство с многообразием водных про­
Виртуальная
экскурсия
стейших (ознакомительно)
«Многообразие животных
3
4
Многообразие и значение простейших
на Земле»
4
5
Многоклеточные. Общая характеристика
5
5-6
Тип Губки. Тип Кишечнополостные
6
6
Многообразие и значение кишечнополостных.
7
Л.р.2Черви, их общая характеристикаи многооб­ 7
разие. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви
8
8-9
Тип Кольчатые черви
9
Л.р.3 Тип Моллюски. Изучение строения рако­ 10-11
вин.
10
12
Тип Иглокожие
11
Тип Членистоногие. Классы Ракообразные. Пау­ 14
Подготовка
сообщений
кообразные (ознакомительно)
«Общественные
насеко­
12
Л.р4.Изучение типов развития насекомых. Класс 16
мые и их польза в приро­
Насекомые
де»
13
Л.р5Изучение внешнего строения..Многообразие 17
насекомых
14
18
Отряд Перепончатокрылые.
15
Проверка знаний по разделу Многоклеточные
16
Тип Хордовые
17
Общая характеристика надкласса Рыбы
18
Основные систематические группы рыб (ознако­
мительно)
19
Класс Земноводные .Класс Пресмыкающиеся.
20
Класс Птицы.
7

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Многообразие птиц. (ознакомительно)
Класс Млекопитающие.
Многообразие млекопитающих.(ознакомительно)
Значение млекопитающих в природе и жизни че­
ловека.
Важнейшие породы домашних млекопитающих
Проверка знаний по разделу Хордовые
Происхождение животных. Эволюция систем
органов.(ознакомительно)
Органы дыхании и газообмен
Органы пищеварения и обмен веществ
Кровеносная система
Органы выделения
Нервная система
Биоценоз
Животный мир и хозяйственная деятельность че­
ловека

8 класс
№
Раздел, тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Конкурс плакатов «Мой
любимый домашний пи­
томец»

Презентации
на
«Экология и мы»

Лз.

Введение. Науки, изучающие человека.
Науки о человеке. Здоровье и его охрана.
Становление наук о человеке.
Происхождение человека
Систематическое положение человека
Историческое прошлое людей.
Расы человека. Среда обитания.
Строение организма
Общий обзор организма человека.
Клеточное строение организма.
Ткани:эпителиальная,
соединительная,
мышечная.(ознакомительно)
Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.(ознакомительно)
Опорно-двигательная система.
Значение опорно-двигательного аппарата. Его состав.
Строение костей.
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.
Соединения костей.
Строение мышц. Обзор мышц человека.
Работа скелетных мышц.(ознакомительно)
Нарушения опорно-двигательной системы.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах
суставов.
Проверка знаний по т."Опорно-двигательная система"
Внутренняя среда организма
Кровь и остальные компоненты внутренней среды.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
Иммунология на службе здоровья.
Кровеносная и лимфатическая системы
8

1
2
3
4
5
6
7
8

тему

Основные направле­
ния воспитательной
деятельности
Этическое воспитание:
развитие таких качеств,
как внимательное от­
ношение к людям, ува­
жение
человеческого
достоинства.

Дискуссия
на тему
«Человеческие расы»

8-9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19

Практические занятия
по оказанию доврачеб­
ной помощи при трав­
мах

21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Транспортные системы организма.
Круги кровообращения.(ознакомительно)
Строение и работа сердца
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь
при заболеваниях сердца и сосудов.
Первая помощь при кровотечениях.
Проверка знаний по т."Кровеносная и лимфатическая си­
стемы"
Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Заболе­
вания дыхательных путей.
Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана
воздушной среды.
Функциональные возможности Дыхательной системы как
показатель здоровья.
Проверка знаний по т"Дыхание"
Пищеварение.
Питание и пищеварение.
Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке.
Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.
Регуляция пищеварения.(ознакомительно)
Гигиена органов пищеварения .Предупреждение желудоч­
но-кишечных инфекций.
Проверка знаний по т"Пищеварение"
Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых
существ.
Витамины.
Энерготраты человека и пищевой рацион.
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
Покровы тела. Кожа- наружный покровный орган.
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.
Терморегуляция организма. Закаливание.
Выделение.
Нервная система (ознакомительно)
Значение нервной системы.
Строение нервной системы. Спинной мозг.
Строение головного мозга.
Функции переднего мозга.
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нерв­
ной системы.
Проверка знаний по т"Нервная система"
Анализаторы и органы чувств
Анализаторы.
Зрительный анализатор.
Гигиена зрения Предупреждение глазных болезней.
Слуховой анализатор.
Органы равновесия. Кожно-мышечное чувство. Обоняние
и вкус.
9

20
21
22
23
24
25

26

Выставка плакатов «Я
за ЗОЖ»

27
28
29

30
31
32
33
34
35

36
37
38
39
40
41
42

Дискуссия по вопросу
«Согласны ли вы, что
красота спасает мир?»

43
44
45
46
47

48
49
50
51
52

Дискуссия «Здоров бу­
дешь, всё добудешь»

58

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Проверка знаний по т"Анализаторы. Органы чувств"
Высшая нервна деятельность. Поведение. Психи­
ка.(ознакомительно)
Влад отечественных учёных в разработку учения о высшей
нервной деятельности.
Врождённые и приобретённые программы поведения.
Сон и сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Речь и сознание. Познавательные процессы.
Воля. Эмоции. Внимание.
Эндокринная система.
Роль эндокринной регуляции.
Функция желез внутренней секреции.
Индивидуальное развитие организма. (ознакомительно)
Жизненные циклы. Размножение. Половая система.
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, пе­
редающиеся половым путём.

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

9 класс.
№

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18

Раздел, тема

Лз.

1
Биология в системе наук 2ч
Биология как наука.
2
Методы биологических исследований. Значение биологии.
Основы цитологии -науки о клетке 10ч (ознакомитель­
но)
3
Цитология -наука о клетке.
Клеточная теория.
4
Химический состав клетки.
5
6
Строение клетки.
Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.
7
Строение эукариотических клеток у растений, животны, 7
грибов и прокариотических клеток у бактерий.Л.р.1
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосин­ 8
тез.
Биосинтез белков. Генетический код и матричный прин­ 9
цип биосинтеза белков.
Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.
10
Обобщение по теме "Клетка"
Размножение и индивидуальное развитие организмов.4ч
Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 11
Митоз.
12
Половое размножение организмов.
13
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Влияние факторов внешней среды на онтогенез.
14
Основы генетики.10ч (ознакомительно)
Генетика -как отрасль биологической науки.
15
Методы исследования наследственности. Фенотип и гено­ 16
тип.
10

Основные направле­
ния воспитательной
деятельности

Презентация «Вакци­
нация в России и мире.
Статистика.»

Лекция « Ведущие ви­
русологи нашей стра­
ны о Ковид-19»

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Закономерности наследования
Решение генетических задач.
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
Основные формы изменчивости организмов. Генотипиче­
ская изменчивость.
Комбинативная изменчивость.
Фенотипическая изменчивостьЛ.р2.3Изучение модификационной изменчивости.
Обобщение по теме "Генетика"
Г енетика человека.Зч(ознакомительно)
Методы изучения наследственности человека.
Составление родословных. П.р.
Генотип и здоровье человека. Медико -генетическое кон­
сультирование.
Основы селекции и биотехнологии 4ч
Основы селекции. Методы селекции.
Достижения мировой и отечественной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. М е­
тод культуры тканей. Клонирование.
Повторение по теме "Селекция"
Эволюционное учение.9ч (ознакомительно)
Учение об эволюции органического мира
Учение об эволюции органического мира
Вид.Критерии вида
Популяционная структура вида.
Видообразование.
Борьба за существование и естественный отбор -движущие
силы эволюции.
Адаптация -как результат естественного отбора.
Современные проблемы эволюции.
Обобщение по главе"Эволюционное учение"
Возникновение и развитие жизни на Земле 5ч.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.
Органический мир как результат эволюции.
История развития органического мира.
Происхождение и развитие жизни на Земле.
Повторение главы.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды 20ч
Экология как наука.
Приспособленность организмов к определённой среде
обитания. Л.р.4
Влияние экологических факторов на организм.
Строение растений в связи с условиями жизни. Л.р.5
Экологическая ниша.
Описание экологической ниши организма.Л.р.6
Структура популяции
Структура популяции
Типы взаимодействия популяций разных видов
Типы взаимодействия популяций разных видов
Экосистемная организация живой природы .Компоненты
экосистем.
Экосистемная организация живой природы. Компоненты
11

17
18
20
21
22
22
Составление родослов­
ных семьи.
23
24

25
26
27

Дискуссия «Достиже­
ния мировой и отече­
ственной селекции»

28
28
29
30
31
32
33
34

Подготовка презента­
ций
«Современные
проблемы эволюции»

35
36
37
38

39
40
40
41
41
42
42
43
43
44
44

Трудовой десант «Ве­
сенняя уборка террито­
рии школы»

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

экосистем.
Структура экосистем.
Структура экосистем.
Поток энергии и пищевые цепи.
Поток энергии и пищевые цепи.
Искусственные экосистемы.
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме.
Сезонные изменения в живой природе.
Сезонные изменения в живой природе.
Экологические проблемы современности.
Экологические проблемы современности.

12

45
45
46
46
47
47
48
48
49
50

Фотовыставка «Земля наш общий дом»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».