Программа внеурочной деятельности "Край, в котором мы живем" для обучающихся 2 классов

Пояснительная записка
Курс «Край, в котором я живу» реализует духовно-нравственное направление
во внеурочной деятельности во 2 классах в рамках ФГОС НОО
утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации

от 12 августа 2022 № 732. Специфика курса состоит в том, что он имеет
интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические,
природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и
социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного
видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Актуальность курса состоит в том, что это направление воспитания
предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан
нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного
отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности
своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения
школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о
человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные
связи в окружающем мире на многообразном материале природы и культуры
родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у
младших школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить
наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и
людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить
основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет
наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в
духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор
культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с
отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех
дисциплин начальной школы.
Цель изучения данного курса в начальной школе - духовно-нравственное
развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного
и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи курса:
- ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных
жителей, их традициями и обычаями;
- научить младших школьников понимать государственные символы,
определять значение изображения, символику цвета;
- воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой
Родине;
- сформировать личность с активной гражданской позицией;
- развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую
культуру.
Место данного курса в основной образовательной программе:
Данный курс реализует региональный компонент и расширяет круг знаний
по предмету «Окружающий мир». Курс предполагает: 1 час в неделю по 40
минут, 34 часа в год.











Основные виды деятельности учащихся:
Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального,
регионального, Всероссийского);
Участие в социальных акциях;
Создание и реализация социальных проектов.
Проведение конкурсов рисунков, сказок, стихов.
Оформление фотовыставки.
Создание плакатов.
Составление сочинений и их оформление.
Составление родословной.
Составление альбома «Мой город самый лучший».
Формы работы с детьми.
Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению
является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм
организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по
возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем,
пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения,
предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок,
походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо
расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы
потребуется глубокое изучение систем правил поведения и
жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе
используются современные технологии и методики: технология
развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии,
краеведческая деятельность.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные и метапредметные результаты:
Личностными результатами изучения программы является формирование
следующих умений:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
республики Карелия;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с
одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- формирование адекватной и позитивной самооценки;
- ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
Метапредметными результатами является формирование следующих
умений:
Регулятивных УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
- волевая саморегуляция как способность к волевому усилию;
- моделировать различные ситуации поведения;
- умение включаться в работу;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае
расхождения с правилом, эталоном;
- умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае
расхождения с правилом, эталоном.
Познавательных УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием наблюдений и проведения опытов;
- формирование умения структурировать знания, выбор оснований и
критериев для сравнения, классификация объектов;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием доступных детям источников информации;
- умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и
поискового характера;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений, доказательство;
- умение делать анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных), синтез — составление целого из частей, в
том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов, выводы на основании полученных результатов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- подведение под понятие – распознавания объектов, выделение
существенных признаков и их синтез;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативных УУД:
- умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера
высказывания, строить монологические высказывания;
- формирование потребности в общении со взрослыми и сверстниками;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участие в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
- формирование собственного мнения и позиции, умение договариваться и
приходить к общему решению;
- умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество;
- умение слушать собеседника;
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного
содержания и условий осуществляемых действий;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера
по деятельности;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения
задания.
Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании
граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо
взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в
родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на
иссушенное растение перекати-поле».
Данная программа может быть применена в школах и учреждениях
дополнительного образования. Материалы программы могут быть
использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на
внеклассных занятиях и в проектной деятельности.
Тематическое планирование
Дата

Разделы и темы
Вводное занятие
Дом, в котором я живу
О чём говорят имена: имя человека,
имя улицы, имя станицы
Осенние изменения в природе
нашего края
Краски осени
Птицы в Красной книге Карелии
Зима в Карелии
Природа Республики Карелия
Животные
Красной
книги
Республики Карелия – береги и
охраняй!
Масленица
Весна – красна, приходи в гости к
нам
Растения
Красной
книги
Республики Карелия – береги и
охраняй!
Зеленая аптека
Лето – чудесная пора
Историко-краеведческий музей
Знаешь ли ты родной край
Итого:

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
1
1
2
1
1
4
3
1

Форма
контроля

2

1

1

Рисунки
Дополнител
ьный
материал
Рисунки

2
3
2
2
2

2
3
1
1
2

1
1
-

Рисунки
Презентация
Рисунки
Презентация
Викторина

2
2

1
1

1
1

2

1

1

Праздник
Стихи о
весне
Тест

2
2
2
1
34

1
1
1
1
22

1
1
1
12

Проект
Презентация
Викторина
Викторина

Содержание курса внеурочной деятельности
№
1-2
3-4

Тема
Вводное занятие. Что изучает краеведение. Источники краеведческих
знаний. Экскурсия.
Дом, в котором я живу. Семейные праздники и традиции. Экскурсия.

5-8

9-10
11-12
13-15

О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя станицы.
О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя станицы. Экскурсия в
парк.
Осенние изменения в природе нашего края.
Осенние изменения в природе нашего края. Экскурсия в осенний лес.
Краски осени.
Конкурс рисунков по теме «Осень в родном крае»
Птицы в Красной книге Карелии.
Знакомство с Красной книгой РК, с птицами, которые в неё внесены.

16-17

Зима в Карелии.
Зимние изменения в природе. Экскурсия в зимний лес.

18-19

Природа Карелии.
Знакомство с природой Карелии. Экскурсия в природу.
Животные Красной книги Карелии – береги и охраняй!
Знакомство с Красной книгой РК, с животными, которые в неё внесены.

20-21
22-23

Масленица.
Праздник Масленица. История праздника. Сжигание масленичной куклы.
Праздничное представление.

24-25

Весна – красна, приходи в гости к нам.
Весенние изменения в природе нашего края. Экскурсия весенний лес.
Растения Красной книги РК – береги и охраняй!
Знакомство с Красной книгой РК, с растениями, которые в неё внесены.
Экскурсия в природу.

26-27

28-29

Зеленая аптека.
Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Карелии.
Изготовление справочника лекарственных трав. Экскурсия в природу.

30-31

Лето – чудесная пора.
Летние месяца и сезонные изменения в природе. Экскурсия в природу.
Историко-краеведческий музей.
История создания музея в школе. Экскурсия в музей.
Знаешь ли ты родной край.
Викторина по изученным темам. Диагностические тесты.

32-33
34

Организационно- педагогические условия реализации программы
Занятия со школьниками проводятся в хорошо оборудованном помещении при
наличии необходимого материала. Работа ведется как со всей группой, так и в парах, и в
группах; с оказанием, со стороны педагога, индивидуальной помощи детям.
По всем разделам и темам имеется яркий, наглядный материал

(презентации, видеофильмы, таблицы, карточки). На каждого ребенка приготовлен
необходимый
раздаточный
материал,
который
постоянно
пополняется
и
совершенствуется.
Используется библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми. В
конце каждой пройденной темы проводится защита проекта. Результативность
обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках.
Индивидуальные достижения – персональным участием в сетевых интернет-проектах.
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в
зависимости от местных природных особенностей.







Технические средства обучения
Компьютер
Компьютерный класс (для учащихся)
Проектор
Интерактивная доска
Магнитофон

Список литературы для учителя
1. Алексеева. Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в
школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа:
konf //' vvvvw.ipkps.bsii.edii.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /ОС. Газман. - М.: Новое
педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания
личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. 2009. -№17. - 9 - 13с,
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. М.:Вако, 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».