Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы
Программа
внеурочной деятельности
«ЗАНИМАТИКА»
для учащихся 4 классов
срок реализации 1 год
Разработчик: Дудорина О.В.
учитель начальных классов
Принята на педагогическом совете
Протокол №_____от
«____»____________20____г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______________
Е.В.Пинаева
2023-2024 уч. год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Заниматика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО
и направлена на обще интеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Заниматика» (далее – программа)
составлена на основе
авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф.,
(программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой.
//Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
учебного плана МОБУ СОШ №2 г. Сочи на 2018-2019 уч. год.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации,
что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
Содержание программы «Заниматика» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми
они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая
внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Заниматика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании
программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Коллективизм;
Креативность (творчество);
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.
Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания,
развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40 минут
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,
интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми.
Содержание программы
Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (1 час)
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания(1 час)
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи. (1 час)
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения(1 ч.)
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
Переливания.(2 часа)
Выпуск математических газет ( 1 час)
Математическая олимпиада. (5 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки»,
«Шаги в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
Итоговое занятие (1 час)
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
К-во часов
1
2
3
4
5
6
7
8
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17-18
19
20-21
22
23
24
25
Царство математики
Мир задач
Логические задачи.
Упражнения на быстрый счет.
Переливания
Выпуск математической газеты
Математическая олимпиада.
Итоговое занятие
Итого
Тема занятий
Царство математики (7 часов)
О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о
математике. Информация об ученых.
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с
ними.
Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с
ними.
Математические игры.
Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных
чисел
Четные и нечетные числа. Решение задач.
Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи.
Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение
возраста.
Задачи, решаемые с конца. Задуманное число
Задачи на взвешивания.
Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи.
Несерьезные задачи.
Логика и рассуждения.
Задачи с подвохом.
Задачи на разрезания и складывание фигур.
Задачи на разрезания и складывание фигур.
Головоломка "Танграм"
Задачи на разрезания и складывание фигур.
Математические ребусы
Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
7
4
10
4
2
1
5
1
34
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Переливания.(2 часа )
Задачи на переливание
Задачи на переливание
Выпуск математической газеты (1 час)
Выпуск математической газеты
Математическая олимпиада(6 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах
Подготовка и участие в математических олимпиадах
Подготовка и участие в математических олимпиадах
Конкурс «Лучший математик»
Конкурс «Знатоки математики»
Итоговое занятие
Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Литература:
Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция
физико- математической литературы, 2006г.
Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание,
Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»