Программа внеурочной деятельности "Заниматика" для учащихся 4 классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа п. Надвоицы

Программа
внеурочной деятельности
«ЗАНИМАТИКА»
для учащихся 4 классов
срок реализации 1 год

Разработчик: Дудорина О.В.
учитель начальных классов
Принята на педагогическом совете
Протокол №_____от
«____»____________20____г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______________
Е.В.Пинаева

2023-2024 уч. год.

Пояснительная записка.
Рабочая программа «Заниматика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО

и направлена на обще интеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Заниматика» (далее – программа)
составлена на основе
 авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф.,
(программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой.
//Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
 учебного плана МОБУ СОШ №2 г. Сочи на 2018-2019 уч. год.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации,
что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию
сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных
умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
Содержание программы «Заниматика» направлено на воспитание интереса к предмету,
развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться,
рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми
они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
 развитие краткости речи;
 умелое использование символики;
 правильное применение математической терминологии;
 умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая
внимание только на количественных;
 умение делать доступные выводы и обобщения;
 обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
 освоение эвристических приемов рассуждений;
 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
 решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
 формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;
 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Заниматика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого
человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
 сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
 включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
 выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
 аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании
программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
 Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
 Коллективизм;
 Креативность (творчество);
 Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
 Научность;
 Сознательность и активность учащихся;
 Наглядность.
Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания,
развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
 Взаимодействие;
 Поощрение;
 Наблюдение;
 Коллективная работа;

 Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40 минут
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию,
интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
 Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать
задачи, делать выводы.
 Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
 Решать логические задачи.
 Работать в коллективе и самостоятельно.
 Расширить свой математический кругозор.
 Пополнить свои математические знания.
 Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
 Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины).
 Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
 Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
 Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
 Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
 Воспроизводить способ решения задачи.
 Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
 Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
 Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
 Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
 Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
 Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление

индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми.
Содержание программы
 Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
 Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (1 час)
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания(1 час)
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
 Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи. (1 час)
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения(1 ч.)
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
 Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
 Переливания.(2 часа)
 Выпуск математических газет ( 1 час)
 Математическая олимпиада. (5 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки»,
«Шаги в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
 Итоговое занятие (1 час)
Тематическое планирование
№ п/п

Тема

К-во часов

1
2
3
4
5
6
7
8

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17-18
19
20-21
22
23
24
25

Царство математики
Мир задач
Логические задачи.
Упражнения на быстрый счет.
Переливания
Выпуск математической газеты
Математическая олимпиада.
Итоговое занятие
Итого

Тема занятий
Царство математики (7 часов)
О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о
математике. Информация об ученых.
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с
ними.
Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с
ними.
Математические игры.
Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных
чисел
Четные и нечетные числа. Решение задач.
Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи.
Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение
возраста.
Задачи, решаемые с конца. Задуманное число
Задачи на взвешивания.
Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи.
Несерьезные задачи.
Логика и рассуждения.
Задачи с подвохом.
Задачи на разрезания и складывание фигур.
Задачи на разрезания и складывание фигур.
Головоломка "Танграм"
Задачи на разрезания и складывание фигур.
Математические ребусы
Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.

7
4
10
4
2
1
5
1
34

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Переливания.(2 часа )
Задачи на переливание
Задачи на переливание
Выпуск математической газеты (1 час)
Выпуск математической газеты
Математическая олимпиада(6 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах
Подготовка и участие в математических олимпиадах
Подготовка и участие в математических олимпиадах
Конкурс «Лучший математик»
Конкурс «Знатоки математики»
Итоговое занятие
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Литература:
 Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
 Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
 Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
 Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция
физико- математической литературы, 2006г.
 Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
 Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание,
Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
 Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
 Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».