Пояснительная записка
Одним из путей формирования универсальных учебных действий
в школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую
и проектную деятельность.
На уровне начального общего образования делается акцент на освоении
учебно-исследовательской и проектной работы как типа деятельности,
где материалом являются, прежде всего, учебные предметы.
Данная программа призвана обеспечить поступательное развитие
одного из направлений деятельности школы как инновационного
общеобразовательного
учреждения
–
работы
по
организации
исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урока
физической культуры.
Программа ориентирована на основные положения и содержание
программы развития школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми,
включенными в исследовательскую и проектную деятельность.
Исследовательская и проектная деятельность с элементами
коллективной практической и исследовательской работы интересна
школьникам 7—10 лет, а, следовательно, способствует их общему
интеллектуальному развитию. Навыки исследования и проектирования
актуальны в среднем и старшем звене школы, поэтому целесообразно
подготавливать детей к подобной деятельности уже в начальных классах.
Программа создана на основе:
Положения
о
проектно-исследовательской
деятельности
обучающихся МБОУ СОШ п.Надвоицы от 28.09.2016г;
Методических рекомендаций по выполнению учебных
исследовательских и проектных работ МБОУ «Цетр развития
образования
Сегежского
муниципального
района»
от
10.10.2020г.;
Программы воспитания МБОУ СОШ п.Надвоицы
результатов
учащихся
МБОУ
СОШ
п.Надвоицы
в
исследовательской и проектной деятельности по предмету
«Физическая культура» на школьном и муниципальном уровне
с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ
п.Надвоицы
Цель программы: развитие познавательной активности младших
школьников, их творческих способностей
через приобщение к
исследовательской и проектной деятельности по предмету «Физическая
культура», создание условий для
организации этой деятельности и
получения ее результатов.
Задачи программы:
сформировать у учащихся начальных классов стойкую
положительную мотивацию к их исследовательской и проектной
деятельности;
ознакомить учащихся начальных классов с теоретическими знаниями и
специальной терминологией основ исследовательской и проектной
деятельности;
научить учащихся сначала совместно с учителем, а затем под его
руководством и самостоятельно на практике выполнять
исследовательские и проектные работы;
сформировать умение решать творческие, исследовательские и
проблемные задачи в ходе выполнения исследовательских и
проектных работ;
формировать умение работать с информацией (сбор, систематизация,
использование полученной информации)
Основное содержание программы.
1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность
обучающихся как процесс (выполнение проекта)
На уровне начального общего и основного общего образования процесс
становления исследовательской и проектной деятельности предполагает и
допускает наличие проб в рамках совместной работы учащихся
и учителя. Учитель и ученики
придерживаются ранее разработанного учителем алгоритма выполнения
исследовательской или проектной работы:
учитель предлагает актуальную тему исследования или проекта;
учитель предлагает цель и соответствующие ей задачи, гипотезу
исследования;
учитель предлагает методы решения поставленных прикладных задач,
дает возможность ученикам дополнить предлагаемые методы;
учитель предлагает выбрать условия реализации исследовательской и
проектной работы;
учитель предлагает вариант оформления исследовательской и
проектной работы
Выбор темы исследования
Целесообразно темы исследовательских и проектных работ учащимся
начальной школы предлагать готовыми. Однако учащийся может сам
предложить свою тему исследования, которая может быть утверждена
педагогом.
Первый шаг в выборе темы связан с определением объекта
исследования, который наилучшим образом можно конкретизировать
через личную цель учащегося и соответствующий ей раздел
образовательной программы по предмету «Физическая культура»
(таблица 1).
Таблица 1
Соответствие целей учащегося разделам учебной программы предмета
«Физическая культура»
для определения объекта исследования
цель учащегося
раздел программы
объект исследования
Знать историю
История и современное
физической культуры и
развитие физической
спорта
культуры и спорта
Система знаний и
физической культуре и
Знать историю
История Олимпийских
спорте, здоровом образе
Олимпийских игр и
игр Древности и
жизни
современного
современного
олимпийского движения олимпийского движения
Иметь представление о
Современное
разнообразии
представление о
физических упражнений физической культуре и
спорте
Знать о влиянии
физических упражнений
Физическая культура
на организм и
человека
физическое развитие
человека
Оценивать уровень
Оценка эффективности
физической
занятий физическими
Двигательная
подготовленности
упражнениями
(физкультурная)
деятельность
Осуществлять
самоконтроль
функционального
состояния во время
занятий физическими
упражнениями и
спортом
На примере таблицы видно, как учащийся и учитель могут определить
объект исследования — процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию и избранное для изучения.
Однако объект исследования — это еще не тема исследования.
Конкретизировать тему можно, только разобравшись с понятием предмет
исследования. Предмет исследования — это то, что находится в границах
объекта (таблица 2). Именно предмет определяет тему исследования, их
формулировки практически совпадают.
Таблица 2.
Примеры предметов исследования в границах объекта исследования
(учебный предмет «Физическая культура»)
объект исследования
Система знаний о
физической культуре
и спорте, здоровом
образе жизни
Двигательная
(физкультурная)
деятельность
предмет (тема) исследования
Олимпийские игры Древности
Олимпийские игры современности
История возникновения физических упражнений
(видов спорта)
Методы оценки уровня физической
подготовленности школьника
Способы самоконтроля функционального состояния
во время занятий физическими упражнениями и
спортом
Определившись с формулировкой темы исследования, необходимо
обосновать ее актуальность — степень важности в данный момент и
в данной ситуации для решения насущных проблем, вопроса или задачи.
При обосновании ученики должны придерживаться следующих условий:
освещение актуальности не должно быть многословным;
необходимо сосредоточиться только на предмете исследования - в
итоге описание займет не более одной страницы текста.
Таблица 3
Формулировка проблем исследования по предмету
«Физическая культура»
тема исследования
Особенности Олимпийских игр
Древности и современных
Олимпийских игр
Разнообразие форм занятий
физическими упражнениями
проблема исследования
Чем отличаются Олимпийские игры
Древности от современных
Олимпийских игр?
Насколько разнообразны формы
занятий физическими
Методы оценки уровня физической
подготовленности школьника
Способы самоконтроля во время
занятий физическими упражнениями
и спортом
Условия занятий физическими
упражнениями для повышения
функциональных возможностей
организма
упражнениями?
Какие практические методы
существуют для оценки уровня
физической подготовленности
школьника?
Какие способы самоконтроля
функционального состояния можно
использовать во
время физкультурной деятельности?
Какими должны быть условия
занятий физическими упражнениями
для повышения
функциональных возможностей
организма?
2. Теоретические знания и терминология основ
исследовательской и проектной деятельности
Учитель в процессе обучения должен дать ученикам начальных классов
четкие определения:
что такое проблема — это вопрос (Что-то надо узнать новое?);
что такое цель — краткий ответ на вопрос-проблему (Мы хотим
узнать что-то);
что такое задачи — описание характеристик цели (Какова
характеристика того, что мы узнаем?);
что такое гипотеза — главная идея решения проблемы (Как можно
предсказать определенные события или явления?).
Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования,
некоторый образ будущего.
Формулировка цели исследовательской и проектной деятельности —
это краткий ответ на определенную проблему (таблица 4).
Таблица 4
Формулировки цели исследовательской и проектной деятельности
по предмету «Физическая культура»
проблема
ЦЕЛЬ
исследовательской
деятельности
Чем отличаются
Олимпийские игры
Древности от
современных
Составить сравнительную
характеристику
особенностей древнего и
современного
Олимпийского движения
проектной
деятельности
Подготовить альбом репродукций,
иллюстрирующий
особенности
древнего и современно-
Олимпийских игр?
Насколько
разнообразны формы
занятий физическими
упражнениями?
Описать разнообразие
форм занятий
физическими
упражнениями
Какие практические
методы существуют для
оценки уровня
физической
подготовленности
школьника?
Определить эффективные
практические методы
оценки уровня
физической
подготовленности
школьника
Какие способы
самоконтроля
функционального
состояния можно
использовать во
время физкультурной
деятельности?
Условия занятий
физическими
упражнениями для
повышения
функциональных
возможностей
организма
Описать способы самоконтроля
функционального
состояния, которые
могут использоваться во
время физкультурной
деятельности
Обосновать выбор
условий занятий
физическими
упражнениями для
повышения
функциональных
возможностей организма
го Олимпийского
движения
Составить схему
разнообразия форм
занятий
физическими
упражнениями
Разработать памятку
об эффективных
практических методах
оценки
уровня физической
подготовленности
школьника
Подготовить презентацию
о способах самоконтроля
функционального
состояния во время
физкультурной
деятельности
Подготовить презентацию
об условиях занятий
физическими
упражнениями для
повышения
функциональных
возможностей организма
Задачи могут быть сформулированы с помощью глаголов:
изучить, разработать, выявить, установить, обосновать, определить,
проверить.
Формулировкой гипотезы — это главная идея решения проблемы
исследования.
Для формулировки гипотезы, учитель должен выделить при обучении
следующие аспекты:
гипотеза должна быть сформулирована четко, чтобы по завершении ее
прочтения еще помнить о том, что было в начале;
гипотеза должна быть либо обоснована предшествующими знаниями,
либо вытекать из них;
гипотеза в процессе исследования уточняется, дополняется или
изменяется;
гипотеза либо подтверждается в ходе исследования, либо
опровергается.
3. Условия реализации учебно-исследовательской
и проектной деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельность реализуется в рамках
одного учебного предмета – «Физическая культура», но может иметь
межпредметные связи с другими учебными предметами – окружающий мир,
история, математика и т.д.
Сроки реализации:
в короткие промежутки времени за один урок, например:
урок-исследование, урок — творческий отчет, урок — защита
исследовательских работ и проектов, урок-экспертиза;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение;
таких элементов исследовательской деятельности, как планирование;
и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера;
в течение длительного промежутка времени – в ходе уроков физической
культуры или на внеурочных занятиях, например:
исследовательская практика учащихся;
дополнительные занятия, предполагающие углубленное изучение
предмета;
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов,
организация круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных
игр;
публичная защита исследовательской и проектной работы;
участие в школьной и районной конференции.
Исследовательская и проектная деятельность может выполняться
отдельно учащимся или в группе совместно с другими обучающимися
(одного или разных возрастов), родителями, учителями.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность связано с формированием универсальных учебных действий.
Соответственно к обязательным условиям реализации таковой деятельности
относится создание методически единого пространства внутри
образовательной организации как во время уроков, так и вне них.
Занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю в каждом классе параллели 2х
классов.
4. Перечень универсальных учебных действий, формируемых
в результате исследовательской и проектной деятельности
учащихся начальных классов
В ходе учебной исследовательской и проектной деятельности по предмету
«Физическая культура» учащиеся начальных классов должны приобрести:
умения наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать
гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать
причинно-следственные связи и работать с источниками информации;
готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной
форме формулировать и оценивать познавательные вопросы;
проявлять самостоятельность в обучении;
проявлять инициативу в использовании своих мыслительных
способностей;
критическую и творческую работу в сотрудничестве с другими
учениками;
смелую и твердую защиту своих убеждений;
оценку и понимание собственных сильных и слабых сторон
5.Защита исследовательской и проектной деятельности
как иллюстрация образовательного достижения обучающегося
На окончательной защите выполненного проекта обучающийся
представляет:
тему и краткое описание сути проекта;
актуальность проекта;
положительные эффекты от реализации проекта как для самого автора,
так и для других людей;
ресурсы (материальные и нематериальные) и их источники, которые
были привлечены для реализации проекта;
ход реализации проекта;
сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе
реализации проекта.
Критерии оценки исследовательской и проектной деятельности
разрабатываются учителем в соответствии с положениями об
исследовательской и проектной деятельности. Учитель обсуждает данные
требования на начальной стадии исследовательской и проектной работы.
Критерии оценки должны отражать:
сформированность предметных знаний и способов действий:
грамотное раскрытие содержания проекта;
обоснованное использование имеющихся знаний и способов
действий;
сформированность познавательных универсальных учебных
действий в части способности к самостоятельному приобретению знаний и
решению проблем:
определение актуальности проекта;
выбор адекватных способов решения поставленных задач, включая
поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или
обоснование и реализацию) апробацию принятого решения, обоснование и
создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения;
сформированность регулятивных действий:
эффективное планирование и управление своей познавательной
деятельностью;
использование различных ресурсных возможностей для достижения
целей;
осуществление выбора возможных вариантов решения возникающих
проблем;
сформированность коммуникативных действий:
ясное изложение и оформление проекта;
представление его результатов;
аргументированные ответы на вопросы.
Тематическое планирование, в том числе с учётом программы
воспитания (с указанием часов, отводимых на освоение каждой
темы)
тема занятия
1.
«Исследование
- шаг в
неизведанное»
2.
Поиск проблем
содержание
занятия
основные
умения и навыки
КЛАССНЫЙ УРОВЕНЬ
Тема
УМЕТЬ:
исследования
Работать по
(проекта).
алгоритму
Формулирование (решение
целей, задач.
исследовательских
Объект, предмет
задач)
исследования.
ЗНАТЬ:
Исследование,
проект,
творчество,
умозаключение
Выдвижение
гипотез.
Предмет и объект
исследования.
УМЕТЬ:
Постановка задач;
Выдвижение
гипотез
ЗНАТЬ И
ОПРЕДЕЛЯТЬ:
предмет и объект
исследования
ВЫЯВЛЯТЬ:
противоречия и
Основные
направления
воспитательной
деятельности
Дискуссия:
«Исследование –
шаг в
неизведанное»
Викторина:
«Все ли могут
быть
исследователями?»
Круглый стол:
«Поиск проблем»
«Мозговой
штурм»:
- выдвижение и
доказывание
гипотез по теме
исследования
кол-во
часов
10 час.
2 часа
2 часа
3.
Наблюдение.
Эксперимент.
Исследование.
Опрос.
4.
Выбор
литературы по
проблеме
5.
Оформление
работ
6.
Презентация
достижений
(защита)
Подготовка к
школьной
научнопрактической
конференции
«Шаг в
исследование»
проблемы
УМЕТЬ:
Методы
Выбирать методы
исследования.
исследования;
Наблюдать и
описывать
явления и события
ЗНАТЬ:
Систематизация,
сравнение,
классификация
Выбор литературы УМЕТЬ:
по теме
Выделять главное;
исследования
работать по
(проекта).
алгоритму (анализ
Анализ
источников).
литературных
ЗНАТЬ:
источников.
Источник, виды
источников
Общие требования УМЕТЬ:
к оформлению
Использовать КТ
работ (реферат,
для оформления
презентация)
работ
ЗНАТЬ:
Алгоритм
оформления работ
Подведение
УМЕТЬ:
итогов
Представлять
исследовательской (защищать)
(проектной)
результаты
деятельности
деятельности
Анализировать
итоги исслед. и
проектной
деятельности
ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Корректировка
УМЕТЬ:
исследовательских Представлять
(проектных)
(защищать)
работ.
результаты
Оформление
деятельности
печатного
Анализировать
варианта работ.
итоги исслед. и
Подготовка к
проектной
защите.
деятельности
Дискуссия:
«Методы
исследования»
Практикум:
«Наблюдение.
Эксперимент.
Исследование.
Опрос»
2 часа
Викторина:
«Литературные
источники –
учимся искать»
Практикум:
«Учусь
анализировать»
2 часа
1 час
Практикум:
Оформление работ
Тренинг:
1 час
защита
исследовательской
работы (проекта)
Индивидуальная
работа по
подготовке к
защите.
Школьная научнопрактическая
конференция
«Шаг в
исследование»
3 часа
3 часа
Подготовка к
районной
научнопрактической
конференции
«Юность.
Наука.
Краеведение»
ВСЕГО:
РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ
Корректировка
УМЕТЬ:
исследовательских Представлять
(проектных)
(защищать)
работ.
результаты
Оформление
деятельности
печатного
Анализировать
варианта работ.
итоги исслед. и
Подготовка к
проектной
защите.
деятельности
Индивидуальная
работа по
подготовке к
защите.
Районная научнопрактическая
конференция
«Юность. Наука.
Краеведение»
4 часа
3 часа
17 час